ДВЕНАДЦАТЬ БОГИНЬ ТЕНМА [тиб. Тенма Чу-Ни]
В устных наставлениях Чогьял Намкай Норбу рассказывает об этих богинях так:
В древности почти всё население Тибета практиковало древнее учение Бон. Для того чтобы утвердить Буддийское учение, тибетский царь Трисон Децан пригласил Шантаракшиту. Шантаракшита
учил буддийской сутре Махаяны и в то время он был одним из лучших учителей Индии. Но ему не удалось учить в Тибете, потому что буддийская традиция очень сильно отличалась от древнего
Бона и люди не доверяли новому учению, к тому же бонцы создавали ему множество препятствий. В конце концов, Шантаракшита вынужден был отказаться и уехать в Непал. Уезжая, он сказал царю,
что если тот хочет развивать буддийскую традицию, ему нужно пригласить в Тибет Гуру Падмасамбхаву. Гуру Падмасамбхава не только учитель Сутры, но и учитель Ваджраяны и он обладает большими
способностями к подчинению. Шантаракшита уехал в Непал, а тибетцы отправили посланников, чтобы пригласить Гуру Падмасамбхаву.
К тому времени Гуру Падмасамбхава уже прибыл в Непал, потому что обладал всеведеньем и уже знал, что пришло время отправляться в Тибет, хотя приглашение ещё не было получено. Вскоре к нему
прибыли посланники царя и пригласили его в Тибет.
Вначале древние бонские защитники чинили Гуру Падмасамбхаве множество препятствий. Среди них «Три наивысших» – трое наиболее могущественных местных защитников, одним из которых был Ати Мувэр.
Двенадцать Богинь Тенма также были очень важными защитницами древней Бонской традиции. Каждый день они проявляли очень могущественные и гневные манифестации чтобы победить Гуру Падмасамбхаву,
потому что не хотели чтобы он утвердил буддийское учение в их местности.
Например, Ати Мувэр проявился в виде огромного, мощного тигра и набросился на Гуру Падмасамбхаву чтобы растерзать его. Но Гуру Падмасамбхава мгновенно проявился как Дордже Дролло – очень
могущественное, гневное проявление и вскочил на спину тигра. Тигр ничего не смог сделать и так Ати Мувэр стал троном Дордже Дролло. Потом Гуру Падмасамбхава день за днём подчинил всех двенадцать
Богинь Тенма и сделал их защитницами своих учений.
Дилго Кенце Ринпоче кратко сказал об этих богинях следующее:
В древности, пребывая в пещере Асуры, два учителя – Подмасамбхава и Васудхара, включили их в «Мандалу явленного и сущего, объединяющую Мамо». Позднее, на границе между Непалом и Тибетом,
Падмасамбхава вместе с Палги Сэнге из Ланга поручили им охранять Тибет от вторжения сил, враждебных Дхарме.
Джокяб Ринпоче в своих объяснениях ссылается на текст «Тукдрубянгду» Ратна Лингпы:
Дордже Кундрагма – Великая Повелительница,
Дордже Яма Кёнг – Достославная Хари,
Дордже Кунту Санг – Бирюзовая Дымка Снежных Гор,
Дордже Гегки Цо – Укротительница Орд Обширных Пастбищ.
Эти четыре богини принадлежат к классу Думо. Далее идут:
Дордже Юбхунма – Бесплотная Белая Льдина,
Дордже Палги Юм – Караг Кюнг Цун,
Дордже Лумо – Парящая в Небесах Великих Сокровищ,
Дордже Драгмо Гьял – Мари Рабджам.
Эти четыре богини принадлежат к классу Ночжин. Затем идут:
Дордже Бокам Кёнг – Конгцун Дэмо,
Дордже Мэнчигма – Ценла Ролпэ,
Дордже Зулема – Бирюзовый Колокольчик,
Дордже Ярмо Сил – Мэнцун Угчо.
Они принадлежат к классу Мэнмо. Как сказал Джамдраг Ринпоче, Тенма описывают по-разному, но этот перечень не содержит ошибок.
ДВЕНАДЦАТЬ БОГИНЬ ТЕНМА [тиб. Тенма Чу-Ни]
Тенма Чу-Ни упоминаются в старинных текстах, таких как Тхан-йиг и являются древнейшими Местными Божествами Тибета. История их такова:
Однажды, давным-давно, когда Лопон Ринпоче (Гуру Падмасамбхава) жил в пещере Асура, расположенной на границе Непала и Индии, и связывал обетами добрых и зловредных духов, Двенадцать Богинь Тенма
пришли к нему и поднесли ему свои сердца и жизни.
Гуру Ринпоче сказал им:
— Какой работой вы, духи, занимаетесь? Почему вы решили предложить мне свои сердца?
Двенадцать Тенма ответили:
— Наша работа — охранять границы тибетской земли. Наши сердца это то, что у нас есть и мы предлагаем их вам, Учитель!
Их история рассказывается в «Тхан-йиг» следующим образом:
Когда Замун, покровительница царства Шанг-Шунг, с помощью волшебства превратилась в две горы и попыталась раздавить Гуру Падмасамбхаву между ними, Учитель использовал рукоять своей Кхатванги,
чтобы развести их в разные стороны. После этого он грозно указал на неё перстом. Она испугалась и отдала свою жизнь на милость Гуру. Он взял с неё обет охранять Дхарму и дал ей имя
Юмчен Дордже Юбхунма.
Позже, когда Гуру Падмасамбхава прибыл в Намтханг, Наммен Кармо выстрелила в него молнией. Но, с помощью волшебства, Учитель превратил молнию в сосуд с водой и взял его в свою ладонь. Ужас обуял её
и она спаслась бегством, бросившись в озеро Пелтсо. Гуру Ринпоче ударил своим Ваджрой по воде озера, от чего оно вскипело и правый глаз Наммен Кармо ослеп, плоть её отделилась от костей и её скелет
всплыл на поверхность. Наммен Кармо упала к ногам Учителя и взмолилась о прощении и пощаде и отдала свою жизнь на его милость. Гуру Падмасамбхава взял с неё клятву защищать Дхарму и дал ей имя
Гхангкар Шамэд Дорже Ченчигма, что буквально означает «Белоснежная, утратившая плоть, Одноглазая Ваджра».
Позже, когда Гуру Падмасамбхава прибыл в Оюг, Двенадцать Богинь Тенма совершили волшебство в попытке раздавить Учителя между гор. Он разрушил покрытые травой горы, снежные горы, скалистые горы и все
другие горы Двенадцати Тенма, чем грозно усмирил их. Богини испугались и отдали свои сердца и жизни Гуру Ринпоче, который взял с них клятву охранять Дхарму. В особенности он велел им охранять Дхарму
в Тибете от еретиков. С тех пор Тенма Чу-ни появились такими, как они известны нам сейчас.
Отдельные истории Двенадцати Богинь Тенма таковы:
ДХАГ-НЬИ ЧЕНМО ДОРДЖЕ КУНДРАГМА
Эта Богиня родилась в Тсангтё и, как считается, живет в Гунгтханге и Намтсо, Чугмо и других местах. Ее изображают цвета темно-синего неба. Она держит в руках знамя победы с навершием в виде головы
Макары и зеркало, едет на драконе.
ПАЛДЕН ХАРИ ДОРДЖЕ ЯМАКЬОНГ
Отцом этой Богини был Лендханг Мутсен из месности Падро, района Мон-юл. Она принадлежала к роду Лен. Считается, что она обитает в местностях Лен-юл Монха, Джомолхари, Пхагри и других. Ее изображают
цвета темно-синего неба, в украшениях из драгоценных камней и костей, в руках она держит меч и ваджрный аркан. Она скачет верхом на Кьянге – диком тибетском осле.
ГХАНГ КЬИ ЮМЧЕН ДОРДЖЕ КУНТУДРАГ
Отцом ее был Царь Шаза Драглха. Известная как Лхамо Дордже Кунрагма, эта Богиня живет в Лачи Чувар, в Дрине, Нален Шелонге и других местах. Ее изображают цвета темно-синего неба. В руках она держит
Ваджру и Сосуд долгой жизни. Едет она верхом на белом снежном льве.
ДРОГЧЕН КХОРДУЛ ДОРДЖЕ ГЕГ-КЬИ-ТСО
Она родилась дочерью Божества царя кочевников Ярдрог Ютсо. Эта Богиня живет в Ярдрог Ютсо (буквально — бирюзовое озеро у Ярдрога), Ярдрог Дхаргхонг, Джангдрог Нагье и других местах. Принадлежит она
к роду Дрогсама. Ее изображают черного цвета, она держит в руках копье с пятью разноцветными флажками и аркан, едет она верхом на муле. По другим источникам, она одета в свежую шкуру яка и держит в
руке дубинку с черепом, а едет на диком яке с белыми губами.
ГХАНГКАР ШАМЕЙ ДОРДЖЕ ЮБХУНМА
Она родилась дочерью Дхунгру Карпо из места Зари Гханкар, что в Цанге, из рода Шаза. Эта Богиня живет в Лхапху Гханкар, в Шетё, в Гхангкар Дзонг и Дорджедраг и охраняет Дхарму. Она изображается белого
цвета, в одеяниях из парчи, держит драгоценный сосуд (буквально тер-бум, т.е. сосуд, который закладывается в землю) и едет верхом на лани. По другим источникам, эта Богиня живет на скалистой горе
Гхангкар в Цанге, изображается бело-желтого цвета, подобно цвету хрусталя, одетой в шелковые одеяния, украшенные жемчугом, восседает на лани. Ее окружает свита из тысячи Мэн-мо – женщин целительниц.
СЕРЧЕН КХАДИНГ ДОРДЖЕ ЛАНГМОЧЕ
Эта Богиня родилась дочерью Дарбху Тонтангье, что находится возле Джомо Хараг и Мхачен Помра. Она принадлежит к роду Кьюнг за, она белого цвета и восседает на Гаруде. В руках она держит зеркало и
павлинье перо. Иногда она изображается одетой в плащ из человеческой кожи, и держащей в руках человеческое сердце, лук и стрелы. В этой своей форме она окружена семью одетыми в желтые одеяния женщинами.
Однако, в некоторых других источниках она изображается красновато-желтого цвета, держащей в руках топор с полукруглым лезвием и аркан. В этой форме она восседает верхом на черном муле.
КХАРАГ КЬЮНГТСУН ДОРДЖЕ ПЕЛ-ГИ-ЮМ
Эта Богиня родилась дочерью Далха гар-ри из Нум-йул Катсел и принадлежит к роду Дха за мо. Она живет в Даюл Тхантра, у верхних и нижних северных озер, и западного моря. Она изображается красного цвета,
держащей в руках звенящий колокольчик и зеркало. Она восседает верхом на Гаруде.
МХАРИ РАБДЖАМ ДОРДЖЕ ДРАГМО ГЬЯЛ
Эта Богиня — сестра Защитника Мхачен Помра и принадлежит к роду Мха за. Считается, что она живет в горах возле Мхачен Помра. По другим источникам, она живет в самих горах Мхачен Помра и принадлежит к
классу существ Ньен. Она восседает верхом на диком яке с загнутыми рогами и одета в ячью шкуру, а нижняя часть ее тела укрыта крыльями Гаруды. В руке она держит пурбу сделанную из Чонг (драгоценный камень
с целебными свойствами).
КОНГЦУН ДХЕМО БОДКХАМКЬОНГ
Эта Богиня родилась дочерью Кемо – царя Конгпо. Она живет в районе Дренатсог в Конгпо и принадлежит к роду Ше за. Она изображается темно-фиолетового цвета, одетой в шелка и древесную кору. В руках она
держит дадар – стрелу долгой жизни и драгоценную коробочку, едет верхом на ветре среди облаков.
ЦЕНЛА ЛАРО ДОРДЖЕ МЕНЧИГМА
Эта Богиня родилась дочерью Якши Нинтрога. Она обитает в И-ньяг Ларо, в Самдинг Гьябри, в Нален Шинглен и других местах, принадлежит к роду Ше за ма. Она изображается красновато-зеленой, в украшениях из
драгоценных камней, в руках держит шелковую ленту и волшебную торму, исполняющую все желания, едет верхом на волке.
МХЕНЦУН ЧЕНМО ДОРДЖЕ ЯМАКЬОНГ
Эта Богиня родилась дочерью Ярмо Тханцуга. Она обитает в Танаг Цахамо и в таких местах в Кхаме, как Ярмо Тханг, Дхардо Сердинг и Яртё Яртханг и принадлежит к роду Гья за мо. Эта Богиня красного цвета,
держит в руках драгоценность и цимбалы. По другим источникам, она изображается в одеяниях из черных змеиных шкур и восседает на олене с целебными рогами, в руке держит пурбу из дерева Сенгденг (акация).
ЮЙИ ДРИЛБУ ДОРДЖЕ ЗУЛЕМА
Эта Богиня родилась сестрою Ярлха Шампо. Она обитает в священных горах центрального Тибета и Ярлунг Панпху, Намцо Чугмо на севере, Йомо Гьюри, Буру Нацал и других местах, и принадлежит к роду Ше за.
Она красновато-желтого цвета, держит в руках ритуальный колокольчик и драгоценный лотос, восседает на тигре.
Таким образом, эти двенадцать Богинь – Местные Божества Тибета, имеют чрезвычайно давнюю историю, более древнюю, чем приход в Тибет Учителя Рожденного из Лотоса (Гуру Падмасамбхавы). Позднее их высоко
почитали Панчен Лобсан Чогьен (1567-1662) и Великий Далай-Лама Пятый.
Из книги «Боги-хранители буддизма», автор Келсан Багша.
|