Выставка работ Анны Артемьевой







 

Пять Сестер Богинь Долгой Жизни




Tashi Tseringma
Tashi Tseringma
 
 
Thingi Zhalsangma
Thingi Zhalsangma
 
 
Miyo Losangma
Miyo Losangma
Chodpen Drisangma
Chodpen Drisangma
 
 
Tekar Drosangma
Tekar Drosangma

ПЯТЬ СЕСТЕР БОГИНЬ ДОЛГОЛЕТИЯ [тиб. Таши Церинг Че-Нга]



Церингма родилась в том месте, которое сейчас известно как Гантундин. На границе Тибета и Непала есть город, который называется Кьиронг [тиб. город счастья]. Она родилась дочерью владыки тибетской земли, божества хозяина земли Тибета, которого звали Лхолха Темпо, ее матерью была Тран Юл Менчиг. У этих родителей родилось семеро старших сыновей и пять младших дочерей. И из этих пяти сестер самой старшей была Таши Церингма, которая по сути является проявлением Самантабхадри.

Ее четыре сестры: первая сестра – Тинге Шасанма, вторая – Мийо Ламсанг, третья – Чопен Тинсанг, четвертая – Тека Тосанг, составляют окружение старшей сестры.

Их история следующая: когда в Тибет прибыл Гуру Ринпоче, он даровал им посвящение, укротил их и сделал Защитницами Учения Будды. Говорится, что старшая сестра Церингма была тайной супругой Джецун Миларепы. Во времена Всеведующего Лонгченпы, они были его помощницами, выполняли для него очень многие активности и он установил их особыми Защитницами Учения Великого Совершенства.


Из устных учений, дарованных Карма Пунцок Ринпоче в декабре 2008 г. в буддийском центре "Дзогчен Шри Сингха", г. Москва.

Материалы предоставлены буддийской общиной "Миндроллинг", г. Элиста, Калмыкия.


Женские божества Таши Церинг Че-нга являются главными защитницами традиции Кагью тибетского буддизма. Имена этих пяти сестер Богинь Долголетия таковы: Таши Церингма, Тинге Шелсанма, Мийо Лосанма, Чопен Дринсанма и Текар Дросанма. О них рассказывается, что в далекие времена у родителей — отца Лхолха Ченпо и матери Тран-юл Менчигма родились семь мальчиков и пять девочек — эти пять дочерей и есть Церинг Че-нга.

Как сказано в труде Миларепы «Мила Раси Гур Бум», пять богинь Таши Церинг обитают на горе Джомо Лхари. Считается, что они неотделимы и не отличаются от двенадцати Богинь Тенма, но иногда, чтобы подчинить каких-то отдельных существ, они проявляются порознь.

В Гурбуме говорится: «Богини Церинг Че-нга встретили Учителя Падмасамбхаву в Кхала Ронго в то время, когда он пришел в Тибет и затем отправились с ним в Тхоцам. Там Гуру Ринпоче вновь покорил их с помощью гневных мудр и сделал их своими доверенными исполнительницами приказов. Пять сестер поднесли Учителю жизненные силы из своих сердец. Тогда же они получили от него многочисленные учения Сутры о причине и следствии. Ранее, на кладбище Мунпа Драдрог в Индии, они уже получили от Учителя Чог-ги Гоча посвящение Великой Мандалы Тулшуг Чодпа Нагпо и множество других учений Ваджраяны».

Пять сестер Богинь Долголетия зародили Бодхичитту в присутствии Чецуна Миларепы, от которого они получили Обеты Личного Освобождения. Это было в те времена, когда ученики Миларепы общались с ним в форме вопросов и ответов.

Из приведенного выше отрывка становится ясно, что Богини Таши Церинг Че-нга ранее уже были связаны клятвой Учителем Чог-ги Гоча, который проживал в Индии на кладбище Мунпа Драдрог, так как он принял их в Мандалу Тулшуг Чодпа Нагпо и благословил их. Поэтому, когда позже Учитель Рожденный из Лотоса пришел в Тибет, они явились, чтобы встретить его из низовья Кхала Ронго. Гуру Ринпоче вновь покорил их и принял на службу как Защитниц исполняющих приказы.

Затем, в присутствии Чецуна Миларепы они поклялись охранять Дхарму Будды. История гласит об этом так: «Однажды Чецун Миларепа сидел в медитации в уединенном месте на горе Менлунг Чувар, которая была благословлена Гуру Падмасамбхавой. Однажды в полдень, на восемнадцатый день летнего месяца мужского водного дракона, поблизости от этого места собрались разные демонические духи во главе с пятью пожирательницами мяса. Они демонстрировали друг перед другом свои способности, например такие, как сотрясение земли.

Чецун почувствовал это и сказал им следующее: «Как говорится в текстах Сутр и комментариях к ним — демонические духи, это в общем-то ни что иное как просто переживания в нашем уме и в реальности не существуют. Но конечный итог рождения этого моего материального тела, состоящего из четырех элементов — это смерть. Поэтому я не колеблясь отдаю свое тело вам, демонические духи! Сейчас я вижу демонов в телесной форме только потому, что зрение мое пленено. Так почему я должен бояться вас и ужасаться? Однако, тем, кому рок предначертал несчастье родиться в телесной оболочке, вам я предлагаю свое тело, которое есть ни что иное, как сосуд полный страданий и подверженный всевозможным невзгодам!» Так, отдав им свое тело в качестве подаяния, он высказал пожелание:

— Пускай с этого дня ваши злобные умы растворятся, и вы целиком проникнитесь великим чистым состраданием!

Когда собравшиеся демоны услышали его слова, злые умы их растворились и все они, и в особенности Богини Церинг Че-нга, сказали ему:

— Мы восхищены, что ты, йогин, не имея привязанности к своему телу, делаешь нам подношение своей плотью и кровью! С этого момента мы больше не станем вредить чувствующим существам! — Они глубоко раскаялись и принесли свои извинения Чецуну.

Миларепа же сказал им:

— В целом все препятствующие духи, хоть и кажутся внешними, но на самом деле они есть порождение нашего воображения. То, что вы сказали — истинно. Но в йогической традиции, которую я практикую, негативные стороны не рассматриваются. Если вы посвятите свои тело и речь альтруистическим целям, духовный ум обязательно зародится в вас. Демонические духи превратятся в Защитников Дхармы. Стать Хранителем Дхармы означает волшебным образом переродиться, и эта деятельность приводит к накоплению духовных заслуг. Препятствия становятся путем, осознание становится духовным воплощением.

Миларепа дал им множество учений, основываясь на наставлениях своего учителя Марпы Лоцавы, посредством духовных песен. Духи почувствовали глубочайшее раскаяние и взмолились о прощении. Отныне они поклялись делать все, что он скажет им.

Затем, вечером 11 числа летнего месяца, проявились пять сказочно прекрасных девушек. Они простерлись перед Чецуном, поднесли ему молоко дикой буйволицы бамен, сели слева от него и сказали:

— Мы пришли, чтобы получить духовные наставления от тебя, Чецун!

Миларепа знал, что они были демоническими духами и сказал им:

— Если вы раскаетесь во всех дурных делах, совершенных вами в прошлом, полностью откажетесь от них и поклянетесь с этого дня никогда не вредить чувствующим существам, я охотно дам вам наставления о порождении Прибежища в уме.

Пять девушек приняли его предложение. Тогда Чецун дал им уполномочивание обета Прибежища и личного освобождения и посвящение Тары Джомо Долма, а затем сказал им:

— С этого момента мы — связанные между собою клятвой учитель и ученики. Чтобы ни встретилось на нашем пути — дурное или благое, мы не должны искать иного Прибежища, кроме Трех Драгоценностей! — Такими словами и многими другими наставлениями он направил этих пятерых на путь Просветления. Пять Богинь Церинг Че-нга, в свою очередь, дали обет защищать Дхарму Будды в целом и всё наследие традиции Чецуна в частности.

Эти пять сестер Таши Церинг Че-нга — не просто Защитницы Кагью. Книги поколений Далай-Лам из Риво Гаден Пходранг и Панчен-Лам содержат множество текстов посвящений, текстов для чтения вслух, умилостивления, призывания и других, обращенных к этим божествам.

Эти Защитницы, которых связали клятвой Гуру Падмасамбхава, Чецун Миларепа и другие, являются одними из древнейших покровительствующих божеств Тибета и известны тем, что даруют материальное благосостояние.

Так рассказывается о них.


Из книги «Боги-хранители буддизма», автор Келсан Багша.