Выставка работ Анны Артемьевой





 

Гонпо Чагжипа
(Четырёхрукий Махакала)



 
 
Гонпо Чагжипа (Четырёхрукий Махакала)
 
 


ЧЕТЫРЕХРУКИЙ МАХАКАЛА [тиб. Гонпо Чагши Па]



Четырехрукий Махакала - проявление божества Чакрасамвары, он был единственным сыном проявления Авалокитешвары - Махадевы, и его супруги Умадеви.

Однажды, один из асуров обрел необычайную силу и начал причинять большой вред всем живым существам, он догонял любого, кого видел и пожирал его заживо. В то время магическое проявление Ума Чакрасамвары - сын Махадевы и Умадеви, пребывал на небесах Тридцати трёх божеств, а его отец Махадева размышлял о том, кто бы мог покорить этого асура, причинившего столь много вреда живым существам и практикам Дхармы.

Асура звали Ду Гараб Ванчуг и он был подобен демону Рудре. Когда он уничтожил всю добродетель в этом мире, так, что не было слышно даже имени Трёх Драгоценностей, Махадева отправил своего сына, Четырехрукого Махакалу, дабы он устранил этого мару. Махадева даровал сыну меч, сделанный из метеоритного железа и этим мечом Четырехрукий Махакала мгновенно отсек голову мары. Отобрав сандаловую палицу, которую мара держал в руках, он убил ею всё его окружение – свиту демона мары. Затем, вырвав из рук мары трезубец, который на санскрите называется «тришула», он без следа уничтожил им все темные силы. На изображениях Четырехрукого Махакалы вы можете видеть, что именно это оружие и атрибуты он держит в своих руках (меч, дубина из сандала и трезубец).

Когда была одержана победа над темными силами, могущественному божеству – Махакале, который уничтожил всех демонов-мар вместе с их окружением, Чакрасамвара даровал Посвящение и уполномочил его как Защитника Дхармы.

Цикл учений и ритуалов Четырехрукого Махакалы есть в Кагью и Сакья, но в особенности много садхан и ритуалов связанных с Четырехруким Махакалой можно найти в традиции Старых Переводов – Нингма.


Из устных учений, дарованных Карма Пунцок Ринпоче в декабре 2008 г. в буддийском центре "Дзогчен Шри Сингха", г. Москва.

Материалы предоставлены буддийской общиной "Миндроллинг", г. Элиста, Калмыкия.


Рассказывают такую историю о Четырехруком Махакале:

Как говорится в работе Далай-Ламы Третьего – Гьялчог Сонам Гьяцо, давным-давно один гелонг (полностью посвященный монах), по имени Палгон, обладавший знанием двенадцати практик аскета, медитировал на Чакрасамвару.

Однажды ночью ему приснился сон, в котором пришел черный человек и сказал ему: «Покинь это место и иди на север, в Отей Юл. Там ты найдешь рожденного чудесным образом Чакрасамвару, имя которого Еше Кьи Гонпо Деджей Корло. Он дарует тебе то, что ты ищешь».

Гелонг пошел туда, куда ему было велено. На пути он встретил царя по имени Гевей Пел, который поклонялся мирскому божеству по имени Джигтенпа-и лха. Царь пригласил гелонга Палгона в свой дворец и привел его в храм этого мирского божества. Но когда монах не сделал подношений его божеству, царь страшно разгневался. Он решил убить гелонга и выколол ему глаза.

Перед смертью, в ужасном отчаянии, монах вознес такую молитву: – «Силой знаний, которыми я овладел, силой моих тайных тантрических деяний, силой духовной концентрации, которая всё ещё осталась у Палгона и силой благословения, нисходящего на меня, пусть я возрожусь как дух дьявольского ворона и выклюю глаза этого царя и всех его близких!»

После смерти гелонг Палгон переродился на севере сыном Намрэ от матери Джарог Мигкен (тиб. «с глазами ворона»), в месте, называемом Гялвей Дронгкир. Он вырос жестоким, неистовым и ужасающим. Он выколол глаза царю, убившему его в прошлой жизни, вырвал его сердце и съел его, и истребил всех его приближенных. Далее он жил, пожирая всех существ, которые ему попадались. Его укротил Чакрасамвара.

Этот демонический дух с вороньим клювом спросил Чакрасамвару: «Кто слышит Будду?»

В ответ он услышал: «Меня слышит тот, у кого вороний клюв!»

Так Чакрасамвара наделил силой и благословил этого Охранителя и сделал его защитником Дхармы.

Некоторое время спустя, Лопон Нагарджуна который служил тогда настоятелем монастыря Наланда, прогуливаясь однажды с другими монахами, натолкнулся на камень Мумен (драгоценный камень, напоминающий сапфир). Этот камень появился из ниоткуда на берегу реки. Присмотревшись, Нагарджуна увидел на нем образ существа с головой ворона и двумя руками, в одной из которых был кривой нож – дигуг, а в другой — капала, наполненная кровью, нижнюю часть тела скрывала вода реки. Настоятель и монахи сделали этому существу подношение торма.

Нагарджуна сказал:

– Очевидно, что ты являешься Охранителем. Если ты небуддийский Защитник, то оставайся там, где ты есть. Но если ты Защитник Дхармы Будды, то приди пожалуйста в храм монастыря Наланда.

Утром следующего дня камень прибыл к воротам монастыря. Поэтому был сделан вывод, что он является образом Защитника Дхармы, и монахам было велено делать ему полагающиеся подношения.

Во времена Дуруков случилась война. Враг разрушил храм монастыря Наланда, а вместе с ним и каменный пьедестал, на котором стоял образ Охранителя. В чашу для подношений враги набросали мусор, сломали её и ушли. Вечером, когда смотритель пришел сделать подношения и увидел сломанную чашу, он обратился к образу: «Хранители Дхармы вроде тебя не могут защитить даже свою чашу. Как же ты можешь охранять Дхарму Будды?»

Каменный образ выразил заметное неудовольствие этому замечанию и вернулся на свое прежнее место к реке, повернув, однако, лицо к землям Дуруков. Когда это произошло, монахи монастыря, призывая Гонпо в свидетели, сделали тантрические подношения Защитнику. Они также сняли свои одеяния и стали бить ими о землю, произнося горестные молитвы. В результате армию Дуруков постигло сильное землетрясение и их войска были погребены под землей. После этого Нагарджуна пришел к каменному образу и молился о его возвращении в монастырь. Защитник ответил: «Я не приду туда. Я должен идти на кладбище Силва Цал. Если вам нужен охранитель, вы найдете его у моря на юге, в образе камня, напоминающего сапфир. Пригласите его, воздайте ему молитвы и подношения, и он придет к вам».

Лопон Нагарджуна отправился к морю и на песчаном берегу нашел тот камень, как и было предсказано. Он сделал подношения и молил образ прийти в Наланду. Ответ был таков: «Я не приду сейчас, я должен идти в храм Бикрамашила, где собираются все защитники учения Демчог Корло (Чакрасамвары). Если вы хотите, чтобы я стал вашим Защитником, идите на восток, в место, называемое Чёсанг Трин-гий Яндзонг, там вы найдете все устные наставления обо мне. Возьмите их, изучите основательно и медитируйте на них. Там же вы найдете мой образ, сделанный из сандалового дерева – освятите его надлежащим образом и поместите в храм. Возносите ему непрерывные молитвы, делайте подношения и Дхарма будет защищена».

Выслушав Защитника, Нагарджуна вернулся в Наланду и сделал всё, как было приказано. Хранитель Дхармы открылся Лопону и они стали близкими соратниками.

В то время монастырь Наланда завершил строительство ста двадцати восьми малых монастырей. Поскольку для них требовалось сто двадцать восемь защитников, Нагарджуна вновь отправился в южные земли Ньянген Мепа-и Линг, что означает «земля без несчастья, страданий и горя». Он пришел на описанное выше место, Чёсанг Трин-гий Яндзонг, где на камне появилось изображение светящегося хрустального храма. Лопон Нагарджуна узнал, что внутри хранится множество драгоценных тантрических текстов Ваджрапани, но когда он попытался их достать, они ускользали, поскольку были под защитой Дакинь.

Тогда ему пришла в голову идея: он превратил свои одежды в одежды Будды и исполнил представление. Пока божества отвлеклись на представление, он вынул садхану ста двадцати восьми Махакал Мудрости. Позже он составил сто двадцать восемь умилостивляющих текстов для каждого из них и сделал их хранителями монастырей и учения Чакрасамвары.

Затем Лобпон Нагарджуна передал своему лучшему ученику Арьядеве все устные традиции и наставления этого Махакалы.

В то время жил пандита Вангчук, сын мудреца Сермигма из южной Индии, которого ни один буддийский ученый муж не мог победить в диспуте. Когда же он прибыл в Наланду на диспут, этот Махакала сообщил о прибытии небуддиста Нагарджуне, находившемуся тогда в Пал-гий Ри. В конце концов, укрепившись в своей вере, вызов небуддийского ученого Вангчуга принял Лопон Пхагпалха. Во время дискуссии Махакала пришел ему на помощь и тот победил противника.

Побежденный пандита принял буддизм и стал известен как Таянг или Лопон Паво. Позднее он обрел все наставления об этом Махакале и впоследствии даже стал составителем текста, посвященного медитативным практикам Четырехрукого Махакалы. Лопон Паво передал все наставления Лопону Нагабодхи, который, в свою очередь, передал их Бинг-я Кирти. От Бинг-я Кирти все это услышал Дева Акара, а от него все было передано младшему Ду Шабпа. Тот передал наставления Лопону Бхайя Гута. Этот Лопон передал наставления тибетскому переводчику Лоцава Гало. От него они перешли к Гунгтанг Лама Жанг Цондру Драгпа (1122-1193). От него они были переданы Друбтоб Лингпа Гьяра (1128-1188), а затем последовательно Тон Шил Арана и Пхагде Лоцава Гедрун Таши. От него устные наставления были переданы Гялчог Ёнтен Гьяцо (Далай-Ламе Четвертому).

Именно со времен Гялчог Гедун Друб (Далай Ламы Первого) была установлена ощутимая близкая связь с этим Защитником. Например, в биографии Далай-Ламы Первого мы находим следующее свидетельство: «В тот день, когда я родился, разбойники напали на наш кочевой лагерь. Моя мать спрятала меня между камней и убежала. На следующий день она вернулась посмотреть, что произошло, и увидела ворона, стоявшего надо мной и охранявшего меня от других воронов и зверей. Благодаря ему я остался в живых. Бабушка, увидев это, сказала:

– Ах! Хранитель следит за тем, чтобы шатер не был унесен, и мать не была уведена. Будь это демон, маленький ребенок не спасся бы!

Сказав это, мать и бабушка забрали ребенка. Это совпадает с моими собственными воспоминаниями. Этот Махакала часто напоминал мне об этом событии, говоря: «Сторонник веры, подобный тебе, должен полагаться на Защитника Дхармы, подобного мне!»

Таким образом, со времен Панчен Гедун Друб, существует история о связи с этим Махакалой. В этой истории Махакала и Дамчен Чогьял являлись основными Защитниками традиций Гелугпа и тибетского Буддизма.

Этот Охранитель Дхармы является главным Защитником монастыря Гьюмед в Лхасе и молитвы ему возносятся каждый день. Позднее все монастыри присоединились к Гьюмед и использовали эту практику в числе своих основных текстов призываний.


Из книги «Боги-хранители буддизма», автор Келсан Багша.