Выставка работ Анны Артемьевой





 

Хаягрива для практики Юток Нинтиг


 
 
Хаягрива с пятью Дакини
 
 


 
 
Ратна Дакини
Ратна Дакини
 
 
Ваджрадхара
Ваджрадхара
 
 
Падма Дакини
Падма Дакини
 
 
 
 
Огненная гора и кладбищенская земля
Огненная гора и кладбищенская земля
 
 
Хаягрива и Ваджраварахи
Хаягрива и Ваджраварахи
 
 
Смерч и молнии
Смерч и молнии
 
 
 
 
Ваджра Дакини
Ваджра Дакини
 
 
Подношения гневным божествам
Подношения гневным божествам
 
 
Карма Дакини
Карма Дакини
 
 

Символика и значение гневных божеств


(Отрывок из книги «Золотой ключик к сокровищнице многообразия основных принципов общей и особой буддийской Дхармы».
Автор - Тинлей Норбу Ринпоче, сын Его Святейшества Дуджома Ринпоче Джигдрал Еше Дордже)


Гневные Божества Самбхогакаи — это «естественная мудрость искусности мирных божеств» или «естественная светоносная энергия мирных божеств». В мирной беспристрастной мудрости нет места омрачению духовной субстанциональностью, нет цепляния за двойственность субъекта и объекта. Она есть «сущностная собственная природа естественной гневной дхарматы». Число высших мудростей-качеств бесконечно, а два аспекта мудрости-деятельности — это исчерпание сансары и приведение живых существ в нирвану. Все это вместе представляет собой аспекты гневной самбхогакаи.

Красный цвет тела Хаягривы — символ того, что страсть не отвергается, а спонтанно очищается, становясь различающей мудростью.

Распростертый под его ногами Рудра символизирует уничтожение обычного «я» и покорение его мудростью искусности.

Девять гневных аспектов гневных божеств — это три аспекта тела, три аспекта речи и три аспекта ума.

Три аспекта мудрости-тела следующие:

- гневные божества проявляют привлекательный облик, чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает страсть;
- они проявляют героический облик, чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает гнев или ненависть;
- они показывают свирепый облик, чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает неведение.

Три аспекта мудрости-речи следующие:

- гневные божества произносят привлекающие, радостные звуки (ха-ха, хи-хи и т.д.) для того, чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает страсть;
- они произносят резкие, угрожающие звуки (ХУМ, ПХЭТ и т. д.), чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает гнев или ненависть;
- они произносят оглушительные гневные звуки (Ур! Дир! и т. д.), чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает неведение.

Три аспекта мудрости-ума следующие:

- их ум проявляет сострадание, чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает страсть;
- их ум проявляет великую силу, чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает гнев или ненависть;
- их ум проявляет спокойствие, чтобы вывести из сансары существ, которых одолевает неведение.

Кладбищенские украшения гневных божеств символизируют следующее:

- три одеяния:
     1. Слоновья шкура — знак того, что неведение побеждено десятью силами;
    2. Человеческая кожа — знак того, что страсть побеждена беспристрастным великим состраданием;
     3. Тигровая шкура — знак того, что гнев побежден “гневным состраданием”.
- солнечный и лунный диски символизируют нераздельность искусного метода и мудрости;
- огонь мудрости символизирует сжигание вредоносных существ;
- клыки в форме лунного серпа символизируют отсечение рождения и смерти;
- ваджрные одеяния символизируют полное могущество;
- знаки власти символизируют пребывание в состоянии Будды.

Божество мужского рода имеет следующие шесть украшений из костей:

- сетка для волос из костяных подвесок, свисающая с ушниши;
- серьги из костей;
- короткое ожерелье из костей;
- линное ожерелье из костей;
- пояс из костей;
- костяные ручные и ножные браслеты.

Божества женского рода имеют пять украшений-мудр, символизирующих пять мудростей:

- Мудрость дхармадхату отображает чакра на макушке;
- Различающую мудрость отображает пара серег;
- Мудрость равности отображает короткое ожерелье;
- Зерцалоподобную мудрость отображает пояс.