Выставка работ Анны Артемьевой





 

Ваджрасаттва одиночный I



 
 
Ваджрасаттва одиночный I
 
 

ОПИСАНИЕ ОДИНОЧНОГО ВАДЖРАСАТТВЫ

Намкай Норбу Ринпоче


(Из ретрита в Барселоне по тексту «Дудзи Чоншинг» (Нектар древа жизни), Учителя Лонченпы, 16 ноября 2009г.)


Ваджрасаттва это проявление Самбхогакаи, это значит проявление чистого измерения из Дхармакаи. Он белого цвета, сидит скрестив ноги, в драгоценных украшениях, из него распространяются бесконечные света. В правой руке держит ваджру у сердца, а в левой руке держит колокольчик. Важрасаттва это корень учений Дзогчен. Гараб Дордже получил множество учений Дзогчен от проявления Самбхогакаи Ваджрасаттвы. Символы Ваджрасаттвы это ваджра и колокольчик. Символ ваджры представляет все учения Ваджраяны, он представляет как это учение развивается из истинной природы. Точно также, например, и Ваджрапани. В мирной или гневной форме он всегда держит ваджру, это означает что он является держателем всех знаний ваджры. Точно также и Ваджрасаттва – источник всех учений ваджры.

В объяснении символов ваджры и колокольчика, ваджра представляет «Таб» – метод. В учениях тантры говорится о Таб и Шераб. Таб означает метод, а Шераб – Праджню, т.е. пустоту или уровень энергии. Метод представляет более материальный уровень, нечто видимое, с ним легче установить контакт, даже если это чистое измерение, в нём есть ясное проявление. Но когда мы говорим о Шераб этого ваджры, это его потенциальность или природа – пустота. Колокольчик по-тибетски называется «Дильбу», он представляет энергию или истинную природу. Он связан с ваджрой, поэтому на колокольчике есть половинка ваджры, чтобы показать, что он принадлежит ваджре. Колокольчик производит звук, звук мы не можем увидеть и потрогать, он связан с энергетическим уровнем. Ваджрасаттва держит оба предмета – и ваджру и колокольчик, это означает, что он является источником всех этих знаний. Когда мы делаем визуализацию, лучше знать что она означает.

Образ и украшения Ваджрасаттвы связаны с индийской традицией. Эти учения были принесены для человеческих существ в Уддияну и Индию. Махасиддхи принесли множество учений в человеческое измерение. Когда им нужно было показать какое-то очень богатое и изысканное, высшее состояние, они представляли принцев и принцесс. Если бы Будда или какой-то Учитель сейчас передавали учение, то все божества были бы представлены по-другому, не в индийском стиле.

Может быть они были бы в европейской свадебной, очень красивой одежде, или что-то вроде этого. Это соответствует тому, как сейчас передавался бы метод. Например, сейчас происходит какое-то важное событие, и кто-то его фотографирует, а позже мы можем видеть эту фотографию и получить представление о том, как всё происходило. Даже если сегодня у нас всё по-другому, но мы не можем ничего менять, чтобы познакомить с методом. Это очень важно понимать. Потому что иногда некоторые люди говорят: «мы европейцы и у нас не такая культура, может теперь это не соответствует нашим условиям и не работает». Учение связано с тем как оно проявилось в конкретный момент и поэтому мы должны уважать это.

Так, например, в Тибете не было такой одежды как у индийских принцев и принцесс. Во времена царя Сродзэн Гампо в Тибете хотели изготовить изображения и статуи Тары и Авалокитешвары, но не знали точно, как нужно сделать. Конечно, украшения были в традиционном стиле как у принцев и принцесс в Индии, но главная трудность заключалась в том, каковы должны быть облик и лица, потому что в Индии и в Тибете внешность людей отличалась. Художники хотели изобразить прекрасные лица, а не безобразные, а некоторые индийские махасиддхи выглядели не очень красиво. Художники обратились к Сродзэн Гампо, но тот не знал что ответить и спросил учителя. Учитель сказал, что нужно выбрать красивых юношу и девушку. Тогда они выбрали сына одного министра и девушку из богатой семьи, очень красивых, и с них сделали изображения Тары и Авалокитешвары. Такая история существует, но одежды всегда Самбхогакаи. Из этого следует, что мы должны поддерживать всё так, как было передано в учении.