Размер танки 42х34см.
Когда-то меня много просили рисовать Гараба Дордже – в период между 2000 и 2007 годами я написала семь танок. Потом случился большой перерыв и вот,
в 2017 году мне вновь довелось рисовать его.
Учитель Гараб Дордже – источник Учения Дзогчен в нашу эпоху. Но Дзогчен очень тайное учение, он известен лишь в школе Нингма. Поэтому и Гараб Дордже
малоизвестен, традиционных изображений с ним почти нет. Мне удалось найти его лишь в графическом собрании изображений школы Нингма, изданном Кенпо
Сангье Тензином.

Еще он есть в наборе из двадцати двух древних цакли, на которых изображены Ригдзины (тиб Rig dzin означает «обладатель знания или осознания», санскр. Vidyadhara).
Собрание цакли очень древнее, оно датируется между 1174 и 1293 годами н.э.

В обоих случаях Гараб Дордже изображен в монашеской одежде, с мудрой обучения, потому что он считается воплощением Будды Шакьямуни, его рождение было
предсказано самим Буддой.
Еще Гараба Дордже можно встретить в собрании терма Дуджома Лингпы, в разделе Дзогчен, в практике Тогел. Там он изображается в облике йогина, сидящего на лотосе,
сзади него восходящее солнце, как у Одзэр Ченмы – такая визуализация связана с особым методом практики Тогел.

Рисуя Гараба Дордже, я всегда основывалась на наставлениях Намкай Норбу Ринпоче, который передает учение Дзогчен, у него есть подробные объяснения, как нужно изображать
Гараба Дордже:
Гараб Дордже 16-летний юноша (без бороды и усов), цвет его тела человеческий –розоватый. Половина его волос завязана в узел на макушке, остальные свободно ниспадают на плечи.
Правая рука у сердца, в мудре прямого введения (указывает прямо в сердце ученика), левая в мудре даяния лежит на колене.
Левая нога поджата, правая слегка отставлена, как у Тары.
Он сидит не на подушке, не на шкуре антилопы и не на лотосе, а в разноцветных лучах света или в тигле, т.к. Ригдзины находятся в пространстве света.
Он – Нирманакая, т.е. носит короткие штаны или юбку, как у тех, кто занимается Янтра-йогой, на нем костяные украшения с кладбищенской земли – серьги, ожерелье, браслеты на
локтях и запястьях, браслеты на лодыжках, пояс. На его голове корона не из драгоценностей, а из 5-ти человеческих черепов.
За его левой рукой находится Заматог – это корзина или мешок, в котором йогины хранили ритуальные принадлежности для посвящений (такие как книга, кристалл, ваджра, зеркало и т.д.),
священные реликвии и лекарства.
Когда-то давно, еще в 1993 году я увидела рисунок Найгела Веллингса, где Гараб Дордже изображен слегка гневным, с нахмуренными бровями и суровым взглядом.

Поскольку этот рисунок – единственное изображение, которое у меня было, я всегда основывалась на нем, не очень задумываясь о смысле. Но сейчас, когда я вновь собралась рисовать
Гараба Дордже, я подумала – почему он должен быть хмурым? Ведь его имя переводится как «Радостный ваджра» (тиб. dGa 'rab rdo rje) или «Ваджра безупречного счастья». Еще у него есть
тайное имя (тиб. rDo rje ro lang de ba rtsal) «Ваджрная сила радости, пробуждающая мертвых». Он не может быть гневным! Поэтому я нарисовала его улыбающимся и радостным, с ясным взором.
|