Выставка работ Анны Артемьевой





 

Рахула (фрагмент)



 
 
Рахула (фрагмент)
 
 

РАХУЛА [тиб. За Чог]


Сейчас я расскажу историю о Риши Рахуле. На самом дела Рахула – это осознанное проявление Владыки Тайн – Ваджрапани. То есть Ваджрапани, на благо всех живых существ, осознанно проявляется в форме Рахулы. Хотя, по сути, он и является осознанным проявлением Ваджрапани, если рассматривать то, как именно он появился, то история его рождения следующая. Он родился у отца Риши Дзамати и матери Трулмо Одинма. Он родился сыном, который обладал всеми малыми и большими признаками Будды. В десять лет принял начальные монашеские обеты, к двадцати годам он принял обеты полнопосвященного монаха и затем он узрел истинную природу всех явлений – Дхармату.

Однажды он пребывал в лесу, в медитации, недалеко от дворца царя Ратнасиддхи. Когда он пребывал в этом лесу, в окрестностях выпал небольшой легкий снег и служанка царя, которую звали Праджня Кулю увидела следы на этом снегу. Она отправилась посмотреть, кто же оставил эти следы, и дошла до места, где под стволом дерева сидел в медитации Бодхисаттва. Когда она увидела этого великого Бодхисаттву, в ней зародилась огромная вера и она обратилась к нему со следующими словами: «Почему бы Вам не отправиться со мной в город, в царский дворец, где Вы станете наставником и объектом для подношений царя»? На это Бодхисаттва не согласился. Тогда она вернулась во дворец к царю и рассказала ему об увиденном. Вдвоем они отправились к этому Бодхисаттве и когда царь увидел этого великого Бодхисаттву, в нем тоже зародилась огромная вера. Он также спросил его: «Не желаете ли Вы отправиться со мной в мой дворец. У меня совсем нет наставника, вы станете им, и я буду совершать Вам подношения». И в этот раз Бодхисаттва не согласился. Тогда царь решил припугнуть святого, сказав: «Если Вы сейчас же не согласитесь отправиться со мной в мой дворец, я буду вынужден привести с собой солдат и заставить Вас следовать туда силой». На этот раз Бодхисаттва подумал: «Не хочу я быть наставником царя, но если он убьет меня, Бодхисаттву, то накопит огромную недобродетель и будет вынужден перерождаться в адах. Поэтому, видно придется мне все же отправиться к нему во дворец». Так он принял приглашение царя. Служанка царя, которая первой нашла Бодхисаттву, в награду за это, вскоре стала супругой царя.

Затем, как многие люди добившиеся власти, Праджня Кулю начала распускать множество всяческих слухов и сплетен, как о самом царе, так и о Бодхисаттве. За это её невзлюбили все жители царства. Тогда они решили, что надо как-то избавиться от новой супруги царя, и они сказали правителю, что Праджня Кулю якобы сожительствует с монахом Бодхисаттвой.

Царь поверил тому, что говорят его подданные. Без разбирательств он приказал казнить своего наставника, монаха Бодхисаттву, и наказанием ему назначил сожжение на костре. Хотя Бодхисаттва пытался объяснить все царю, но тот не поверил ему и приказал сжечь на костре. Четыре другие жены царя, вместе с Праджня Кулю так же были обвинены в прелюбодеянии. Хотя они и отрицали свою вину, никто им не верил. И хотя наказание им назначено не было, они, будучи оскорбленными, тоже решили прыгнуть в огонь и покончить жизнь самоубийством.

Когда Бодхисаттву сжигали на костре, он сделал такое пожелание: «Пусть я в следующей жизни, силой моей заслуги перерожусь во вредоносного якшу, который сможет за раз пожрать царя, который невинно осудил меня»! Четыре супруги царя, которые прыгнули в огонь вслед за Бодхисаттвой, тоже свершили пожелания о последующем перерождении рядом с ним.

Таким образом, Бодхисаттва переродился в гневного Якшу. Его нового отца – Рудру звали «Якша Ожерелье из молний», а матерью была Нагини – девушка из класса Нагов.

История зачатия и рождения Рахулы такова: однажды его отец Ожерелье из молний взирал вниз, с вершины горы Сумеру, и в глубинах океана увидел прекрасную девушку Нагаракша из рода нагов. Когда он ее увидел, в силу своей страсти он вскричал "киу-киу". Девушка из рода нагов, по имени Нагаракша посмотрела вверх и увидев Якшу, закричала "кам-кам". Затем, изо рта этого Якши ракшаса, из-за великой страсти вниз закапала слюна. Слюну выпила девушка нагов, забеременела и понесла. Так родила ракшас, которого назвали Рахула. Вместе с ним приняли перерождение четыре царицы, которые прыгнули в огонь вслед за Бодхисаттвой. Они приняли перерождение в виде демониц ракшасинь. Его окружением стали божества восьми планет и двадцати восьми созвездий.

Когда девушка из рода нагов забеременела от Якши Ожерелье из молний, она была беременна в течение девяти месяцев. В конце беременности она родила железное яйцо. Никто не мог расколоть этот кусок железа, и родители обратились к Ваджрапани.

Ваджрапани, войдя в самадхи медитативного погружения, расколол яйцо из железа, и в нем родители увидели своего сына – Рахулу с ужасающими девятью ликами и десятой вороньей головой. Все его тело покрывали глаза, у него было четыре руки, нижняя часть тела состояла из хвоста змеи – нага. Вместе с Рахулой, с трескающимися звуками «цык-цык» возникли четыре царицы, которые прыгнули в огонь вслед за Бодхисаттвой. Как только Рахула появился в этом ужасающем облике, у него появилось окружение из огромного числа якшей, ракшасов и демонов. Все они отправились к царю, который прежде убил Бодхисаттву и уничтожили его.

Затем, этот Защитник вспомнил, что в прежней жизни он был Бодхисаттвой монахом, который узрел истину, и тогда он обратился к Ваджрапани, который даровал ему Посвящение, получив которое, Защитник Рахула вновь узрел истину Дхармы, и впредь, стал защищать Учение Будды.

Существует устная история, я никогда не видел ее в письменном виде или комментарии, о том, как Рахула обрел такое странное тело и облик. В одной из версий говорится, что когда его казнил царь, он назначил ему следующее наказание – его голова была безжалостно изрублена на девять кусков, и соответственно в будущем эти девять кусков стали девятью головами Рахулы. На дереве, в месте, где сжигали разрубленный на части труп Бодхисаттвы, находилось гнездо ворона, вследствие этого появилась десятая, воронья голова у Рахулы. Под самим деревом находился родник, в котором обитал нага, и когда Бодхисаттву сжигали, нага тот тоже сгорел. Вследствие этого у Рахулы появился змеиный хвост. Говорят, что когда Бодхисаттву убивали, солдаты множество раз проткнули его тело мечами, нанесли ему множество ран. Все эти раны, в будущем, были благословлены – превратились в глаза, покрывающие все тело Рахулы. Таким вот образом, он обрел форму, в которой его изображают и по сей день.

Ваджрапани даровал ему Посвящение, сделав Защитником Дхармы. Позднее, Гуру Ринпоче брал с него обязательства по защите Учения и не причинению вреда живым существам.

Рахула очень любит учение Великого Совершенства, поэтому является одним из необычайных Защитников учения Дзогпа Ченпо – Великого Совершенства.

Вопрос: Как получилось, что у Рахулы возникло окружение из планетных божеств и созвездий?

Ответ: Все это его проявления, свита. Так-как Рахула обладает огромной силой и мощью, он покорил и собрал под свою власть всех, так что невозможно ткнуть в кого-нибудь пальцем и сказать он не из окружения Рахулы. Откуда появились эти восемь планет его окружения? Когда Бодхисаттву разрубили по восьми главным суставам на восемь частей, то есть плечевой, предплечевой и так далее суставы, то все эти части превратились позднее в восемь планет, которые стали окружением этого Защитника. У него очень большое окружение, огромнейшая свита, все имена которой перечислить и невозможно.

Вопрос: Откуда взялись атрибуты – лук и стрела?

Ответ: Рахула проявляется в тех формах, которые необходимы для покорения, в соответствии с наклонностями и желаниями живых существ. В некоторых формах он проявляется в шестирукой форме, в некоторых – в четырехрукой. Он проявляется в разных формах на благо существ и каждая форма имеет в руках свои атрибуты. Нигде не говорится, почему это так.

В тексте «Собрание Защитников» - Додже Бумсанг находится описание о происхождении всех этих Защитников Дхармы. Опираясь на этот текст, Досточтимый Лачунг Ринпоче раньше давал Посвящения. Вам надо было спросить тогда об этих историях, потому что в «Додже Бумсанг» есть очень подробные описания. Это очень важный текст и в нем есть описание всех божеств Защитников Дхармы.


Из устных учений, дарованных Карма Пунцок Ринпоче в декабре 2008 г. в буддийском центре "Дзогчен Шри Сингха", г. Москва.

Материалы предоставлены буддийской общиной "Миндроллинг", г. Элиста, Калмыкия.