Выставка работ Анны Артемьевой





 

Калачакра III



 
 
Калачакра III
 
 



 
 
Царь Сучандра
Царь Сучандра
 
 
Будда Шакьямуни
Будда Шакьямуни
 
 
Е.С. Далай-Лама XIV
Е.С. Далай-Лама XIV
 
 
 
 
Камадэва с супругой Рати
Камадэва с
супругой Рати
 
 
Калачакра
Калачакра
 
 
Рудра с супругой Ума
Рудра с
супругой Ума
 
 

Калачакра в обшивке


Отрывок из книги Барри Брайанта
«Колесо времени. Песочная Мандала»


Калачакра (по-тибетски Ду Кьи Кхорло) – это санскритское слово, которое буквально может быть переведено как «колесо времени». Кала или «время» не является линейным временем, но потоком всех явлений прошлого, настоящего и будущего. Это похоже на нашу концепцию пространства, которое не предполагает определенного направления или ограничения. Божество Калачакры представляет собой всеведение, ибо оно едино со временем и поэтому знает все. Чакра, означающая «колесо», относится не только к циклу времени, но также и к способу, с помощью которого просветленный опыт великого блаженства излучается на всех чувствующих существ подобно солнцу. Колесо без начала и конца – это также универсальный символ Буддизма, представляющий учения Будды.

Тантра Калачакры включает в себя три уникальных и одновременных цикла наставлений: внешние учения Калачакры по космологии; внутренние учения Калачакры о природе и функционировании человеческого тела; и альтернативная Калачакра – медитативный путь к просветлению.

Из огромного сострадания и желания помочь всем существам Будда явил себя божеством Калачакрой, чтобы в Дханьякатаке на юге Индии дать посвящение. Некоторые говорят, что это событие случилось через год после того, как Будда достиг просветления, тогда как другие утверждают, что оно произошло за год до того, как Будда покинул свое тело. Однако, Его Святейшество Далай Лама XIV говорит, что логически это должно было бы случиться в конце жизни Будды, потому что тантра Калачакры отражает множество достижений, обретенных за всю его жизнь.

Посвящение Калачакры Будда даровал по просьбе Сучандры, правителя Шамбалы. Говорится, что Шамбала находится на севере Индии и Тибета. Это земля, где живет просветленное сообщество, пребывающее в непрерывном состоянии сознания блаженства. Некоторые говорят, что Шамбала располагается где-то в северном Тибете, другие верят, что она находится в Сибири или на Северном Полюсе. Третьи думают, что Шамбала еще дальше – в Северной Америке или даже на звездах. Однако ранние тексты содержат детальные графические описания, известные как путеводители в Шамбалу.

Во времена Будды, когда обычные сообщения и путешествия были чрезвычайно ограничены, чистые земли, лежащие за коварными северными горами Индии, представлялись почти недосягаемыми, и только люди с высочайшей реализацией пытались проникнуть туда. Но независимо от того, где жил верующий, Шамбала существовала как цель, символизирующая состояние ума.

Будда дал учение по тантре Калачакры внутри ступы, известной как Шри Дханьякатака. Это священное место, существующее еще со времен третьего исторического Будды (воплощение Будды, предшествовавшее Шакьямуни – Будды нашего времени), расположено в южноиндийской деревушке, известной сейчас под названием Амаравати.

Во времена третьего Будды там случился голод, поэтому люди молились соответствующим божествам и были спасены дождем риса, который обрушился с неба и образовал в Дханьякатаке ступу. Эта ступа стала известна как Часовня Рисовой Кучи – священное и чудесное место, куда пришел Будда Шакьямуни, чтобы дать посвящение Калачакры.

Хотя Шакьямуни и вел жизнь монаха, тем не менее, он явил себя божеством Калачакрой в союзе с супругой Вишваматой и со всей Мандалой Калачакры.

Дворец Калачакры, наполненный божествами, подношениями, украшенный балконами и порталами, был спроецирован в своей полной трехмерной форме, покоящимся на космической Горе Меру.

На этой же горе располагалось несколько различных «сидений» для мандалы, такие как сидение из солнца и сидение из луны. А на самом верху, в центре мандалы стоял сам Будда в форме божества Калачакры со своей супругой, окруженный сотнями других божеств, населяющих мандалу. Все эти божества являлись манифестацией Калачакры или реализованного ума Будды.

Но это еще не все. Была вторая мандала, спроецированная на потолок ступы в конфигурации, которую мы могли бы представить в виде шатра из звезд, планет и комет. Это называлось Мандалой Великолепного Созвездия или Мандалой Великого Единства, состоявшей из десяти различных мандал. Посвящение свершилось за момент, достаточный для щелчка пальцами.

При передаче тантры Калачакры всегда присутствует Манджушри – Будда Мудрости. В разноцветном сиянии он парил над мандалой в ступе, чтобы помогать Шакьямуни.

Как такое может случиться, что нечто огромное, как гора, может поместиться внутри простой ступы? Мы можем приблизиться к пониманию этого, если представим, как все будет выглядеть, если посмотреть на это через игольное ушко. Если мы поднесем иглу достаточно близко к глазу и посмотрим через ушко, то мы на самом деле сможем увидеть и очень большие вещи, и даже нечто такое огромное, как гора. Все это дело перспективы и того, что происходит в уме человека, который проходит через этот опыт.

Царь Сучандра, член клана Шакьев, чьим принцем являлся и Будда Шакьямуни, был правителем Шамбалы. Он был больше, чем простой человек – он был эманацией Ваджрапани, божества, представляющего силу всех Будд. Именно так он узнал об учениях Калачакры, и ему хватило мудрости попросить о них.

В действительности, в Шамбале было много продвинутых учеников, которые особенным образом подходили для этого посвящения. Люди Шамбалы уже обладали сильной верой в дхарму Будды и в духовную практику в целом. Они были миролюбивы, в отличие от народов, обитающих вокруг них, и людей нашего времени.

Сучандру сопровождала свита из 96 генералов, правителей и вождей провинций или малых княжеств в пределах Шамбалы, большинство из которых было готово для этих высочайших учений. Эти люди были настолько продвинуты, что обладали большими навыками в практике пховы, т.е. в момент смерти усилием воли и с большим проворством они могли перенести свое сознание из одного физического тела в следующее, чтобы переродиться в чистых землях. Эти люди также обладали и другими силами, благодаря которым они смогли совершить путешествие из Шамбалы на юг Индии для лицезрения чудесного появления Мандалы Калачакры и божеств, которых проявил Будда.

После посвящения в Часовне Рисовой Кучи, Правитель Сучандра возвратился в Шамбалу, и в течение следующих двух лет записал все, что ему было поведано Буддой в виде коренного текста, известного как мула. Этот текст содержал 12 тысяч строф. Будда наказал Сучандре учить тантре Калачакры, а также построить на своей родине трехмерную Мандалу Калачакры. Некоторые ученые говорят, что определенные реализованные практики, ходившие в Шамбалу на поиски этих учений, возвращались в Индию без написанных текстов, но с пониманием их. Затем они записали эти учения на санскрите.

Правитель Сучандра был первым из семи царей Шамбалы рода Шакьев. Все они были эманациями различных бодхисаттв и царствовали по сто лет. Седьмого царя звали Яшас «Знаменитый». Царь Яшас был эманацией Манджушри - Будды Мудрости. Он предсказал приход «варварской дхармы» через 800 лет. Благодаря своему таланту учителя Яшас обратил брахманских мудрецов в Буддизм, объединив все касты Шамбалы в одну «ваджрную семью» (это те, кто получили тантрическое посвящение от одного и того же Ламы). С тех пор эти цари стали известны как Калки, что означает правителя, держащего линию преемственности.

Таким образом, Яшас обеспечил недосягаемость Шамбалы для варварских влияний, а также то, что его потомок, предсказанный 25-й Калки по имени Рудра Чакри и его армия сыграют свою роль в конце Кали-Юги или текущей Эпохи Тьмы или Раздора. Будда Шакьямуни предсказал, что 25-й Калки возвестит Эпоху Просветления, превращая все неведение варваров в ум Будды. Было также предсказано, что эта эпоха должна продлиться 1000 лет до того, как цикл опять вернется к процессу упадка.

В настоящий момент мы живем во времена правления 25-го Калки-царя, при котором примерно через 400 лет от сего дня начнется новый Золотой Век. Но в любом случае эти вычисления нельзя назвать точными, поскольку мы даже не можем быть уверены в том, что составляет 100 лет времени Шамбалы. Многие ученые думают, что Золотой Век начнется в 21 веке.

Первого из Калки звали Манджукирти – он был также эманацией Манджушри и первым, кто переложил тантру Калачакры в сжатую форму, под названием «Шри Калачакра», ставшую основной тантрой системы Калачакры.

Когда Будда впервые дал посвящение Калачакры, он предсказал, что через 600 лет Манджушри примет обличие первого Калки и составит текст Калачакры. Затем Будда сказал, что намного позже Манджушри снова появится, но уже в форме 25-го Калки, чьей особой заслугой станет преодоление силы варваров.

Именно сын царя Яшаса, Пундарика, написал комментарий на «Шри Калачакру», озаглавленный как «Вималапрабха». Эти два текста – «Шри Калачакра» и «Вималапрабха» – заключают в себе наши основные письменные источники всей системы Калачакры.

Из 25-и Калки особенно важным для нас явился семнадцатый – по имени Шрипала – потому что именно через него в 1027 г. н.э. линия Калачакры вновь попала в Индию. Эта система Калки продолжается в Шамбале и до сего дня.

Тензин Гьяцо, теплый и харизматичный человек, которого мы знаем сегодня как Его Святейшество Далай-ламу XIV, оказал огромное влияние в деле сохранения и практики тибетского буддизма по всему миру. То внимание, которое он уделяет тантре Калачакры, высоко оценивается тысячами его учеников, занимающихся этой практикой, а также десятками тысяч посетителей музеев, вовлеченных в демонстрацию Песочной Мандалы Калачакры и других ритуальных искусств. Далай-лама со всей своей великой энергией и преданностью учениям Будды является держателем линии преемственности, которая является частью богатой традиции, уникально присущей Тибету.

В 1971 г. в добавление ко многим другим буддийским учениям и церемониям, впервые за время изгнания Его Святейшество Далай-лама даровал посвящение Калачакры для общины в Дхарамсале, в новом, только что отстроенном, Центральном Храме. На это посвящение пришло 2000 человек.

В ночь, когда было завершено это посвящение, Далай-лама увидел во сне, что он находится в центре мандалы вместе с монахами-помощниками, начитывающими строфы из основного текста Калачакры. Затем эта мандала растворилась в ясном свете и оставалась пребывать в таком состоянии. Рассказывая об этом сне, Далай-лама сказал: «Когда я проснулся, я уже знал, что в будущем я много раз буду проводить этот ритуал. Думаю, что в моих предыдущих жизнях у меня была связь с учением Калачакры. Это кармическая сила».