Выставка работ Анны Артемьевой





 

Николай Чудотворец


 
 
Николай Чудотворец традиционный
 
 


 
 
Николай Чудотворец фрагмент
Николай Чудотворец фрагмент
 
 
Николай Чудотворец лик
Николай Чудотворец лик
 
 
Николай Чудотворец языческий
Николай Чудотворец языческий
 
 
Николай Чудотворец сон
Николай Чудотворец сон
 
 


Весной 2023 года я написала очередную танку «Дакини подношений» и с тех пор не бралась за кисть, потому что почувствовала, что у меня не хватает живописных средств чтобы выразить на холсте то, что я вижу во время практики медитации. Подумала, что возможно вообще больше не буду рисовать. Но в этом году (2024) меня заинтересовал опыт одной моей знакомой, которая рисует электронным пером на планшете. Я решила тоже попробовать и обнаружила, что эта техника открывает много новых возможностей для изображения, которых нет при рисовании обычным способом – красками на холсте или на бумаге. Это мой первый опыт рисования на планшете электронным пером.

Почему я выбрала такую тему – решила изобразить Николая Чудотворца? На самом деле давно хотела нарисовать этого Святого, но раньше не доходили руки, потому что у меня была постоянная очередь из заказов на танки. С этим Святым связана наша семейная история. Её мне рассказала сестра моей бабушки – Валентина Михайловна Горчакова. Мой прадедушка, её отец – Михаил Фёдорович Склокин, умер ещё до войны – в 1940 году. Когда началась Великая Отечественная война, Валентине Михайловне было всего 12 лет. Моя бабушка – Анна Михайловна, её старшая сестра, к тому времени уже была за мужем и переехала в Москву вместе с моим дедом и детьми. Валентина осталась в деревне вместе со своей мамой – Марфой Яковлевной. Деревня Шолохово, где они жили, находится в 30 километрах от Москвы, рядом станция Луговая, которую фашисты заняли осенью 41 года. Всю войну Марфа Яковлевна вместе с дочерью Валентиной провели в деревне.

Валентина Склокина 1943 год Валентина Михайловна вспоминала, что она в то время постоянно мучилась от страха и тревоги. Сначала немцы подошли к Москве – фронт проходил совсем близко от деревни Шолохово. Потом фашистов отогнала Красная армия, но спокойнее в деревне не стало. В городах было голодно, а у крестьян ситуация с продуктами была лучше. Марфа Яковлевна работала дояркой в колхозе, у них с Валентиной была корова, овцы, огород. Люди из Москвы ездили за продуктами по окрестным деревням, но не всегда мирно. Были грабители, которые ночью разоряли крестьянские огороды, уводили скотину. Банда «Чёрная кошка», про которую сняли фильм «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия» – это, к сожалению, не выдумка писателей – она действительно существовала и нагоняла большой страх на людей. Бандиты приезжали в деревню, заходили в дома и в лучшем случае, загнав всю семью в подпол, забирали всё съестное и ценное, в худшем случае убивали хозяев. В лесах скрывались дезертиры, которые тоже искали пропитание. Валентина Михайловна рассказала мне, что ей было так страшно, что она каждую ночь долго не могла заснуть и всё сидела и смотрела в окно – ей казалось, что по двору кто-то ходит, и она вздрагивала от любого шороха.

Но однажды ей приснился очень яркий и ясный сон, как будто она пришла из школы домой, зашла в сени и вдруг увидела, что в комнате сидит за столом незнакомый старик с белой бородой, в белой одежде. Она остановилась в сенях и боялась зайти, увидев незнакомого человека. Старик сказал ей: «Не бойся девочка, заходи». Она вошла и встала перед ним. Дальше он сказал ей: «Не бойся, с вами ничего плохого не случится – я буду защищать вашу семью».

Марфа Яковлевна Склокина 1962 год На утро Валентина рассказала маме свой сон. Их в школе приучали к атеизму – лозунг тогда был «религия – опиум для народа». Но Марфа Яковлевна была верующей, из очень набожной семьи, и у неё был киот с иконами, перед которым она часто молилась. По одной из икон Валентина узнала Николая Чудотворца – что это Его она увидела во сне. После этого события она почувствовала себя спокойнее. И вправду – за всю войну их дом и огород ни разу не ограбили. Вокруг у соседей картошку выкапывали по ночам, но люди если даже слышали, что в огород кто-то залез, всё равно боялись выйти. Соседки говорили: «Марфа, ты наверное колдуешь – к нам ко всем залезают воры, а тебя не трогают».

Валентина Михайловна рассказала мне, что её дед, то есть мой прапрадед Яков Александрович Миров, был очень набожным человеком, сильным молитвенником и очень милосердно относился к людям. В царское время он был старостой в деревне Шолохово, у него были лошади и большое богатое хозяйство. Если кто-то заболевал, он всегда давал лошадь с телегой, чтобы помочь больному доехать в больницу или привезти доктора из больницы. На каждый престольный праздник он собирал гостинцы из муки, сахара, пряников и других продуктов и раздавал их бедным семьям, но он не любил делать это публично и не хотел, чтобы его благодарили за щедрость – он старался прийти к дому незаметно, оставлял продукты на пороге и тихо уходил. Люди если даже видели, что Яков Александрович идёт к ним с мешком гостинцев, то оставались в доме и не выходили – ждали когда он уйдёт, потому что знали, что он не любит когда его благодарят. Возможно он через свои молитвы установил сильную связь с Николаем Чудотворцем и поэтому этот Святой стал защитником нашей семьи в трудные времена.

Я нарисовала Николая Чудотворца в двух вариантах. Один основан на традиционной иконографии – Святой в традиционной одежде – фелоне и омофоре, правой рукой делает жест, который означает благословение именем Господним, а в левой руке держит раскрытое Евангелие, на странице текст из Евангелия от Луки, глава 6, строка 17, где написано: «Во время оно ста Иисус на месте равне и народ ученик его и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима и помория тирска и сидонъска иже приидоша послушати Его». Однако я позволила себе несколько отойти от традиционных изображений – на иконах Николай Чудотворец всегда изображается с серьёзным или иногда даже печальным ликом, с нахмуренными бровями и строгим взглядом, но я не согласна с этим. В высших мирах святых нет печали, поэтому я нарисовала Николая радостным, с лёгкой улыбкой – Он тот, кто даёт защиту и спасение от печали и страха. Святой пребывает в сфере из яркого света и сам сияет – Его тело и одежды нематериальны, они из света. Мне хотелось передать именно это радостное и счастливое состояние освобождения от страха смерти.

Второй вариант основан на предположении некоторых исследователей, что культ Николая Чудотворца ведёт своё начало ещё с языческих, дохристианских времён. Тогда Николай считался просветителем и распространителем знаний и науки. Поэтому я изобразила его в белых одеждах, правой рукой он делает жест римских ораторов, который означает привлечение внимания, а в левой руке держит свиток папируса, на котором по-гречески написано «Η γνώση είναι δύναμη - Знание это сила» (I gnósi eínai dýnami).

На третьей картинке я представила как мог бы выглядеть Николай Чудотворец в сне у Валентины Михайловны и вот что у меня получилось.