Выставка работ Анны Артемьевой



Намкай Норбу Ринпоче о роли изображений в передаче Учения



(Отрывок из ретрита в Москве 30 мая 1994года.)



В наши дни случается, что люди набираются методов из Тантризма, из буддийских учений, из Дзогчен, смешивают их в одну кучу и образуют нечто вроде новой религии. Те из них, кто поумнее, могут даже написать книгу и организовать семинар. Возможно, вы хотите весело провести несколько дней на таком семинаре — это пожалуйста. Но разве можно рассматривать такие вещи как серьезное учение? Куда может привести такое учение? К какой реализации?

У всякого, без исключения, серьезного учения есть линия передачи и есть конечная цель. Если вы не уважаете ни одну из традиций, ни одно из этих учений, и выдумываете свое, вы не сможете достичь реализации. Если же у вас есть подлинная реализация, вы никогда не станете заниматься такими вещами, потому что тогда уже будете понимать, в чем ценность учения и передачи. Итак, этого делать не стоит, иначе вы можете нанести вред передаче и учению. Очень важно сохранять уважение к учению.

Пример МандалыНапример, на Западе многие полагают, что Мандала — это нечто искусственно придуманное для объяснений учения: такой-то символ представляет то-то, такой-то — другое, и получая подобные наставления, на том и удовлетворяются. Это не так. Так можно говорить об искусстве, но не о Мандале. Вы вольны создавать любые произведения искусства. Однако Мандала — это изначально [чистое] измерение просветленных существ, в котором они проявляются. В тот момент, когда Манджушри проявился в форме Ямантаки, его измерение было Мандалой Ямантаки. Это — чистое измерение, в котором нет никаких элементов кармического видения сансары. Вводя какие-то элементы мирского плана в Мандалу, вы разрушаете передачу Ямантаки, и это уже не может быть Мандалой Ямантаки. Вообще говоря, могут быть сотни различных проявлений, но всегда их Мандалы — это чистое измерение. На Западе очень часто приходится сталкиваться с такого рода проблемами. Несмотря на то, что у вас могут быть самые чистые намерения следовать учению и совершать благо, реальные действия могут входить с ними в противоречие. Нужно осознавать этот аспект.