Выставка работ Анны Артемьевой



Что такое терма



Чогьял Намкай Норбу - ретрит в Ташигаре Норте, остров Маргарита, 9-14 мая 2008 г.
Тема: терма Джигме Лингпы «Хумкор» - ответы Гуру Падмасамбхавы на вопросы учеников.



Из объяснений 9 мая 2008 г.:

Тертоны, это люди, которые открывали Учения, переданные и помещенные в терма во времена Гуру Падмасамбхавы. Существуют различные виды терма, например, мы называем их «са-тер» и «гонг-тер».

Са-тер, это значит, что сокрыты какие-то объекты, книги – учения на конкретном, материальном уровне. Такие виды терма тертоны открывали в тот момент, когда это было необходимо. В общем, зачем Учителя помещали эти учения в терма? Потому что в тот момент, для тех обстоятельств, в них не было необходимости. Но они знали, что будут какие-то другие условия и тогда они будут нужны.

Я дам вам очень точный пример. В Дзогчен общине мы используем практику Красного Гаруды, это учение терма Адзома Другпа. Адзом Другпа жил не в древние времена, а в нашу эпоху. Но это учение было помещено в терма во времена Гуру Падмасамбхавы. В тот период оно не было нужно. Тогда существовали сотни различных практик Гаруды и, также, в терма их множество видов. Только у моего учителя Чжангчуба Дордже есть более тома Учений связанных с практиками Гаруды для лечения разных болезней. Всё это разные виды Гаруды. Потому что практика Гаруды очень широко используется тибетскими докторами. Мы знаем, что в наших обстоятельствах существуют не только болезни связанные с материальным уровнем, но также и с энергетическим уровнем и также связанные с негативными провокациями. По этой причине есть столько разновидностей практик Гаруды.

Особенностью практики Красного Гаруды из терма Адзома Другпа является то, что в ней объясняется болезнь рак. Во времена Гуру Падмасамбхавы не существовало даже названия этой болезни – рак. С течением времени появилось множество видов новых болезней, это связано с негативными провокациями. Когда проявляется такая проблема, также проявляется и метод для лечения и преодоления этой болезни. Итак, учения терма всегда очень сильно связаны с условиями и обстоятельствами.

Среди са-тер – материальных терма, существуют статуи, пурбы, священные предметы, драгоценные пилюли и также материальные книги. Например, в центральном Тибете есть место, называемое Щатаканг, там было открыто терма, содержавшее более двадцати томов, главным образом учений Дзогчен. Они были сокрыты в терма одним знаменитым Махасиддхой, а спустя более чем сотню лет, обнаружены. Это были уже существовавшие тома книг. Но терма не всегда таковы.

Многие терма написаны так называемыми «Да-иг» – символическими буквами. В терма может быть 3-4-5 таких слогов, из которых со временем проявляются два или три тома. Потому что тертон, который их обнаружил, обладает связью с передачей этого учения, и эти буквы являются своего рода вторичной причиной, чтобы оно проявилось.

Например, один их древних тертонов, именуемый Ньяданг Ньянралпа, у него было множество томов терма, главным образом связанных со стилем Ану-йоги. Они называются «Дешег Кагье», это значит «Восемь серий практики», это очень знаменитое и важное учение. Но чтобы проявилось всё это, он обнаружил всего лишь несколько слов-слогов. Когда он получил эти слоги в свои руки, они стали своего рода вторичной причиной. Это всё равно что для того, чтобы проявилось отражение, перед зеркалом должен находиться какой-то объект. Этот объект мы называем вторичной причиной. Точно также и эти слоги – они стали вторичной причиной, для того, чтобы проявилось это учение терма. Когда нет таких вот «Да-джанг», то оно и не может появиться. Например, для того, чтобы проявились эти учения терма «Дешег кагье» у Ньяданг Ньянралпа, это выглядит очень странным, но это реально.

Был тибетский купец, который занимался бизнесом в Китае, он очень часто ездил в Китай. Однажды, в одной из лавок, он нашел очень странный камень – он выглядел как драгоценный камень, но в нём проявлялось несколько слов. Он не знал что это за слова, но он купил его, потому что подумал, что это нечто интересное. Этот купец был учеником Ньяданг Ньянралпы, вернувшись в Тибет, он захотел повидать своего учителя. Он поднёс ему шелк и другие драгоценные предметы, привезённые им из Китая, и среди них и этот камень. Увидев этот камень, Ньяданг Ньянралпа воскликнул: «вот то, что мне действительно нужно! Большое спасибо, я на самом деле ждал этого, чтобы оно пришло мне в руки!» Вы видите, это выглядит странным, потому что этот купец приобрел этот камень в магазине и даже не понимал каково назначение этого камня. Когда Ньяданг Ньянралпа получил этот камень, проявились все эти серии учений – множество томов. Это хороший пример, для того чтобы получить представление о том, что означает терма.

Не обязательно мы обнаруживаем какие-то ценные объекты. Есть также много учений, которые исходят из так называемых «Дромбу». Дромбу это нечто в форме яйца, это могут быть разные объекты – драгоценные камни, много разных видов. Некоторые тертоны получали указание, где и когда они обнаружат эти Дромбу.

Они находили Дромбу, но эти Дромбу не были открыты. Нужен был особый день чтобы они открылись, а не то что вы открываете их применяя силу, разбиваете, чтобы посмотреть что внутри. Если вы так сделаете, это не будет действовать. Как можно найти Дромбу? Это также история про Ньяданг Ньянралпу. Он был одним из ранних тертонов и очень знаменит. Все считали учения терма Ньяданг Ньянралпы очень-очень важными.

Однажды у него было полу-видение, полусон, в котором он получил информацию. В центральном Тибете есть знаменитое озеро, оно находится на горе и считается, что хозяином его является очень могущественный Нага. Большинство людей боялись туда ходить. Ньяданг Ньянралпа получил указание, что он должен обнаружить Дромбу в этом озере. В этом послании был также точно указан день – в этот день он должен был достать терма из озера. Но он не представлял себе, как он сможет достать это Дромбу, ведь к этому озеру было даже трудно подойти – большая часть берега была окружена скалами. Не так-то просто было добраться до воды, в особенности там, где он должен был это найти – очень трудно было подойти.

Он рассказал об этом послании и обо всём, что в нём говорилось, своей жене. Его жена была очень особенной, в отношении открытий его терма. В его биографии говорится, что его жена очень помогала ему при обнаружении терма. Тогда он сказал ей: «Я должен открыть это терма, мы должны быть у этого озера в такой-то день, также это терма должно быть обнаружено публично». Она ответила: «Мы должны подготовиться и в этот день пойти туда». Они подготовились, объявили об этом, и многие его ученики, также и многие люди из этой местности, все вместе отправились туда.

В этом месте, на вершине скалы, он вместе с учениками сделал Ганапуджу, но Дромбу не появилось. Он не представлял себе, что же ему делать.

Он вместе со всеми учениками подошел к скалистому берегу озера, они все смотрели в воду и продолжали молиться. Внезапно его жена столкнула его в воду. Он не умел плавать, может быть, он никогда раньше не плавал и даже не входил в воду, конечно же он немного испугался. Но у него была уверенность, что он тертон и должен найти это Дромбу.

Когда он упал в воду, он стал двигаться, чтобы спастись, выплыть, и у него в руках уже было это Дромбу. Позднее из этого Дромбу проявилось множество драгоценных учений Ньяданг Ньянралпа. Вы видите, иногда терма проявляются странным образом.

Но также многие терма зовутся «Гонг-тер». Это значит, что Гуру Падмасамбхава, в своё время поместил это учение-терма в ум этого человека – своего ученика и указал, в какое время, в каких обстоятельствах оно должно проявиться. Такие терма называются Гонг-тер – терма ума, и это также очень сильно связано с обстоятельствами. Когда складываются условия, все совершенные вторичные причины, тогда они проявляются.