Выставка работ Анны Артемьевой





Рассказ Доктора Ниды о Защитниках тибетской медицины
и традиции Юток Нинтик



14 ноября 2020 года




В Ваджраяне мы говорим о Защитниках Махакале или Махакали. В индийской традиции Кали более сильная и более заметная чем Махакал, но в Ваджраяне Махакала более значимый чем Махакали. Кали соответствует Трома Нагмо – Ваджра Кродха Кали это Трома Нагмо, а как Защитница это Палден Лхамо. Палден Лхамо это Славная Богиня – царица всех Защитников. Есть много видов Защитников, и в отношении Махакал мы говорим об их 75 видах. Каждая из буддийских традиций и школ так или иначе связана с каким-либо видом Махакалы. В тибетской медицинской традиции и в особенности в Юток Нинтик есть медицинский Махакала. Наш Будда это Будда Медицины, а нашего Защитника зовут медицинский Махакала. Будду Медицины зовут Менла, а Защитника зовут Менгон или Шанлон. Шанлон это министр. Будду Медицины зовут царём – Прабха Раджая, что означает Царь Света. Сверкающий свет это свет Будды Медицины, Вайдурья – это свет Будды Медицины. Шанлон это министр у царя – Будды Медицины.

На самом простом уровне, кто такие Защитники? Защитники это наши телохранители. Вы совершаете духовное путешествие, и в этом путешествии у вас могут быть различные виды препятствий – видимые препятствия, невидимые препятствия, прямые, косвенные, а Защитники нужны чтобы охранять нас. Конечно, если вы хороший практикующий – делаете ретриты, глубоко посвящаете себя практике, то даже если вы не молитесь Защитникам, они всё равно будут защищать вас – такова их самайя. Самайя значит обязательство. Защитники по-тибетски зовутся Дам чен. Дам чен это краткое от Дамциг Ченпо – Защитники держащие клятву, или самайю, которые поддерживают свои обязательства, хранят своё слово.

Конечно у каждого Защитника своя история, как он им стал. Как они встретились с Буддой, как дали обещание Будде или просветлённому Гуру о том, что они будут охранять ту или иную традицию. У Шанлона тоже есть своя история: когда Будда Медицины построил Танадук – свою Чистую Землю, то Шанлон обещал защищать традицию Будды Медицины.

Практики Защитников просты – вы молитесь им, читаете их мантры, делаете им подношения благовоний, алкоголя или ещё чего-то, и всё – это очень просто. Вы должны представлять, что Защитник приходит к вам, вы предлагаете ему подношения благовоний, или сжигаете лекарственные субстанции, или предлагаете алкоголь или чай – что у вас есть, и просите его помогать вам и поддерживать вас. Если вы встретились в жизни с каким-то препятствием, то вы просите его устранить это. Вы должны быть осознанны в этих практиках, но это не требует такой же глубокой осознанности как в практике божества. Хотя мы называем призывания Защитников молитвами, но на самом деле, если вы способны проявиться как Идам, божество, то вы не молитесь Защитникам, вы приказываете. Вы командир и вы приказываете Защитникам совершить действия – умиротворяющие, приумножающие, привлекающие или действия разрушающие негативности. Скажем вы чувствуете, что вас преследует черная магия, вам кажется, что кто-то насылает её на вас, самый простой путь от неё избавиться, это попросить Защитников охранять вас. Это основная работа Защитников – у вас есть телохранитель, вы поручаете ему работу, а сами ничего не делаете. Итак, если вы чувствуете, что вас преследует черная магия, то делайте практику Защитников каждый вечер, поскольку это преимущественно вечерняя практика. Наилучший момент для этих практик – после заката солнца, когда наш день подходит к концу. Наш день заканчивается, это значит, что наши проблемы тоже могут закончиться – Махакал – темная сила, проявляется после заката. Его энергия может устранить или изменить все наши негативные энергии или беспокойства.

Махакала… У слова «Кала» много значений. Например у нас есть Калачакра. Чакра это колесо, а Калачакра это имя божества – Колесо времени. У колеса времени тот же смысл, что и у машины времени. В древности это называлось Калачакра – колесо времени, а сейчас мы это называем машиной времени.

Мы называем Защитника Махакалой, в этом случае слово «Кала» переводится не как время, а как тёмный. Получается что Махакала означает тёмная сила. Могущественные тёмные силы могут быть побеждены только другой тёмной силой, сильный яд может быть исцелён другим сильным ядом. Скажем коронавирус это очень агрессивный и мощный вирус, он может быть исцелён или предотвращён очень агрессивной вакциной, а мягкая и слабая здесь не сработает. Если яд сильный, то нам надо использовать другой сильный яд – антибиотик. Негативные силы, такие как черная магия, если вы в неё верите, очень могущественны и сильны, поэтому мы используем силу Махакалы чтобы устранить их или преобразовать.

Мара или Дуд это злодей или дьявол, это демоническая сила. Почему мы называем его злодеем? Потому что он может причинять страдания. Все, кто может причинять страдания это Мары. Многих из них мы не видим, они не проявляются в виде каких-то монстров или злодеев, они не обязательно выглядят устрашающе или отвратительно. Зачастую они очень сладкие, приятные, вкусные, как например сахар. Если вы любите сахар и едите его много, то он может вызвать диабет. Треть американцев преддиабетики, это вызвано американским Марой, в Америке много заводов Мары, таких как Кока-кола, Пепси и других. Эти Мары очень агрессивные, приникающие, они очень приятные, сладкие, все впадают в зависимость от них, из-за этого заболевают и начинают страдать.

Итак, нам не нужно судить поверхностно, что негативные силы обязательно тёмные, агрессивные и уродливые, иногда они могут проявляться как очень мягкие, приятные и притягательные. Мара может быть видимым и невидимым, он может проявляться различными способами. Вот почему нам нужен Защитник, которого мы просим подчинить Мару.

Нашего Защитника зовут Шанлон Дордже Дуддул. Дордже значит неразрушимый и бдительный. Дуд значит Мара, а Дуддул значит подчиняющий Мару или злодея, он может устранить его или преобразовать.

В общем нам нужно мыслить широко, что может значить злобная сила. Это может быть демоническая сила, которая причиняет провокации и создаёт нам проблемы в жизни или на духовном пути.

Мне нравится санскритское слово «Кала». Это может означать и время и темноту, чёрное или тёмную силу. На самом деле время это и есть тёмная сила – из-за времени мы болеем, стареем, умираем и перерождаемся. Из-за времени у нас есть страдание страдания, страдание перемен и всепроникающее страдание. Время это большой Мара или большой демон. Вот поэтому Калачакра – машина времени и Махакала – тёмная сила, могут остановить эту энергию. Я думаю, что на очень глубоком уровне они связаны друг с другом. Когда мы говорим о Махакале как о Защитнике, у этого есть очень глубокий смысл, о котором мы не должны забывать. На простом уровне это значит, что у нас есть невидимый телохранитель, и что бы ни случилось, мы можем попросить его защитить нас – это поверхностный уровень. Но мы не должны просто верить в Защитников, что они всегда охраняют и могут всё. Если что-то случается, мы говорим: «А почему же Защитник этого не сделал? Почему это со мной случилось?» И вы начинаете обвинять Защитника. Однажды у вас появляется проблема с Защитником, это вопрос, который может стать большим потрясением. Вот почему у вас должно быть также и глубокое понимание Защитников.

Шанлон, Защитник Юток Нинтик, ездит на вороной лошади, и он окружен восемью Защитниками, которые охраняют каждый своё направление – четыре основных направления и четыре промежуточных. И ещё, лошадь, на которой ездит Шанлон, защищает нас с нижнего направления, а сам Шанлон с верхнего направления. Всего получается десять направлений – Чог чу, т.е. мы защищены со всех сторон, сверху и снизу. А над всеми этими Защитниками находится синий гневный Будда – это Ваджрапани. Ваджрапани это один из трёх Будд: у нас есть Будда милосердия – Ченрезиг, Будда мудрости – Манджушри и Будда силы – Ваджрапани, или держатель ваджры.

Шанлон на лошади больше связан с духовной практикой. Но когда вы занимаетесь духовной практикой, например собираетесь сделать ретрит, вам нужна удача, вам нужны также и материальная и финансовая поддержка. Этот Шанлон может дать вам также и Ратна-сиддхи. А Шанлон, сидящий на лотосе, является защитником Джуд Ши, четырёх медицинских тантр, медицинской науки, и также он приносит удачу, является защитником удачи. Также он был защитником богатства основательницы традиции практик Чод – Мачиг Лабдрон. У Мачиг Лабдрон был тибетский коренной учитель – Трапа Нгонше, а у Трапа Нгонше Шанлон был главным Защитником.

Супруга Шанлона, женская Защитница – якшини. Она немного напоминает Кали, но она больше специализируется на защите от инфекционных болезней. В её мантре есть слова «Ратна Бандха», что означает драгоценный контейнер или ёмкость с драгоценными вещами. В левой руке Дондруб Ноджинмы драгоценное блюдо полное лекарств и пищи – зёрен и фруктов, это символ того, что у неё есть энергия Ратны, это означает, что она может наполнить ваши кладовые. А в правой руке она держит мешок, это мешок с вирусами. Очень интересно тибетское объяснение инфекционных болезней, всех микроорганизмов – бактерий, вирусов. Всё это каким-то образом связано с энергией природы. Мы знаем, что все такие болезни, как свиной грипп, атипичная пневмония, коронавирус и другие – они все пришли от животных, но эти животные не сами пришли и передали нам эти вирусы. Это мы пришли к этим животным, побеспокоили их, хотели контролировать их, разрушили их дом и в результате теперь получили эти вирусы. Мне нравится взгляд на инфекционные болезни тибетской духовной традиции, где говорится, что многие из этих болезней связаны с женскими духами или женскими защитницами природы, которые охраняют леса, реки, озёра, воздух, отдельные природные регионы, они даже контролируют сезоны – есть особые защитницы весны, лета, осени, зимы. У природных циклов есть невидимые женские защитницы. Когда мы тревожим их загрязнениями, например, загрязняем реки – все большие реки, протекающие через большие города, полны химикатов и сточных вод! Они настолько загрязнены, что дикие животные уже не могут в них жить. Вода заражена, воздух загрязнён, почва разрушена химикатами и т.д. Не возможно себе представить, насколько мы, люди, уже разрушили природу! Чем больше мы вредим природе, тем больше в ней теряется баланс, тем больше гневаются Мамо – женские духи. Их гнев проявляется в виде засух, голода и даже войн, а один из видов их реакции это инфекционные болезни, и коронавирус это типичный пример. Люди пожинают плоды того что они сделали. Я надеюсь, что люди извлекут урок из этой эпидемии и поймут, насколько важен баланс в природе.

Когда мы читаем мантру якшини, мы просим энергию Дакини – женской Защитницы, охранять нас и приумножить наше достояние и достоинства. В Ваджраяне всегда говорится об энергии Дакини, а в индийской традиции говорится о Шакти. Шакти это сила, мощь и также это женская энергия, высшая, просветлённая женская энергия. Я думаю, что Шакти очень близка к Дакини. Смысл мантры этой Дакини в том, что она проявляется как Защитница.

Дригунг Ригдзин Чотраг – знаменитый учитель из школы Дригунг Кагью, который также был выдающимся доктором тибетской медицины. Среди его текстов есть практика Шанлона и восьми Защитников, и в школе Дригунг Кагью очень много делают эту практику. В древности в этой школе ежегодно делали семидневную интенсивную пуджу Шанлону.

Практики Шанлона очень распространены и в Монголии. В самом главном монастыре Монголии – Ганден Дацан, в древности также ежегодно делали интенсивную семидневную пуджу Шанлону, в наше время делают один или два дня в году.

Ещё один исторический учитель, который очень любил практику Шанлона, это Великий Пятый Далай-Лама. Он написал ритуал Шанлона, который ныне входит в собрание Юток Нинтик и ещё текст пуджи Юток Нинтик. Пятый Далай-Лама очень поддерживал учение Сова Ригпа, тибетской медицины и был великим практиком традиции Юток Нинтик.

В школе Нингма есть монастырь Миндроллинг, основателем которого является Тердаг Лингпа. Учения мастера Трапа Нгонше сохранялись в Миндроллинге, и там делали практику Шанлона. Тердаг Лингпа переиздал практику написанную Трапа Нгонше, и написал текст подношения торма Шанлону. Тердаг Лингпа был одним из учителей Пятого Далай-Ламы, от которого тот получил передачу Юток Нинтик и практик Шанлона с окружением.

Очень распространены ритуалы подношения благовоний Шанлону. Для таких подношений наилучшим является можжевельник, также подходят листья рододендрона, полыни, специи, лекарственные субстанции. Один из текстов подношения благовоний происходит из Зая-гомпы. В Монголии есть Зая-монастырь, который был основан великим монгольским учителем Зая Пандитой. Зая Пандита был самым известным монгольским учеником Пятого Далай-Ламы. Он был первым учителем, который распространил Юток Нинтик в Монголии.

Шанлон с окружением Защитников приходит с северного направления, из дворца Чанглочен – чистой земли Ваджрапани. Вообще якши находятся в северном направлении по отношению к нам, поэтому алтарь этих Защитников лучше располагать в северном направлении. В индийской геомантии Васту также считается, что якши приходят с севера. Якши это защитники удачи, денежные духи, когда они приходят в наш дом, они приносят удачу, благоденствие, деньги и всё что мы хотим.

Шанлон это не только ваш невидимый телохранитель, но также и ваш друг. Если вы делаете его практику, вы не должны думать, что вы одиноки – Шанлон всегда с вами, и он говорит вам: «Да, ты можешь рассчитывать на меня!» В тексте его практики говорится: «Вы выглядите очень агрессивным и гневным, но на самом деле ваш источник, это мирная, сострадательная мудрость». Защитники выглядят очень агрессивными и даже ужасными, но они принимают такую форму и проявляют такую энергию для устранения тёмных сил, а на самом деле они – проявление любящей доброты и милосердия Будд. Они совершают четыре действия. Первое действие это усмирение или умиротворение препятствий, болезней и любых потрясений в вашей жизни. Второе действие – увеличение продолжительности вашей жизни, ваших заслуг, богатства, удачи, памяти и всего что вам нужно приумножить. Третье – подчинение всех существ и трёх миров, приведение их под ваш контроль. Четвёртое – устранение разрушительных, демонических, негативных сил.

Когда вы обращаетесь к Защитникам, вы должны следовать своим чувствам: сегодня мне нужно сделать подношение Санг, а сегодня сделаю только подношение чая или алкоголя, а сегодня я сделаю только краткую практику. Хорошо делать практики Защитников в последний день лунного месяца – 29й день, а наилучшее сочетание это последний день лунного месяца, плюс конец недели, плюс конец дня, т.е. вечер. В такое время, когда всё заканчивается, и вы делаете практику Махакалы, ваши проблемы также закончатся. Именно по этой причине, в последний день года делается самая большая пуджа Защитникам. Конец дня, или конец недели, или конец месяца, или конец года – и конец всех ваших проблем!

Сейчас у нас год крысы, он начался с эпидемии коронавируса, но когда этот год закончится, мы увидим новый свет. Новый свет, новую жизнь, без коронавируса. Было одно древнее тибетское пророчество о том, что новая болезнь придет с крысой, в год крысы. В этом пророчестве говорится, что этот год будет очень активным, а следующий год будет лучше. Поэтому будьте осторожны, защищайте себя, нам нужно продержаться еще несколько месяцев.

Я сам очень хорошо знаю, что энергия Защитников на самом деле существует, что она реальна. Не буду рассказывать вам о многих чудесах. Вы можете сказать, что это Защитник или что это энергия, но феномен Защитников существует, поэтому я считаю очень важным распространять практики и статуи Шанлона по всему миру. Есть множество демонических сил, поэтому нам нужно также и много сил Махакалы. Я не помню какой из западных ученых или философов сказал: «В мире столько плохих вещей, но проблема не в том, что множество плохих людей делают плохое, проблема в том, что хорошие люди ничего не делают!»

Могу рассказать вам про одного тибетского учителя, который путешествовал из восточного Тибета, из Амдо, в центральный Тибет. Тогда было много дождей, река на его пути разлилась очень широко, так что он никак не мог пересечь её. Тогда он сделал торму, сделал практику Защитника и сказал: «Я подношу тебе это торма, покажи мне свою силу!» После этого бросил торма в реку, и река разделилась на две части – вода в верхней части реки остановилась, а из нижней части ушла, и он смог перейти на другой берег. После этого он слепил вторую торму, поблагодарил Защитника и сказал: «Теперь я верю, что ты есть!» Бросил торма в реку, и она потекла опять. Это похоже на историю библейского Моисея.

Ещё ученица Доктора Ниды, Кристиана, рассказала, что в американский центр изучения тибетской медицины и практики Юток Нинтик были присланы десять статуй Шанлона. Этот центр называется «Ферма Чистая Земля» (Pure Land Farms), он находится в Калифорнии. В 20 году в Калифорнии бушевали сильные лесные пожары, которые стали настоящим бедствием. Огонь уже подходил близко к этому центру, и всем людям нужно было эвакуироваться из него, но когда статуи Шанлона были привезены туда, огонь остановился, и ферма Чистая Земля осталась невредимой.

Далее опять слова Доктора Ниды:

Обычно мы подносим Защитникам алкоголь, однако, если у вас нет физических подношений, вы всегда можете подносить что-то мысленно. Когда я много путешествовал по миру, я например приходил в магазин в аэропорту, где продавались алкогольные напитки и мысленно подносил Шанлону весь этот алкоголь. Это хорошо, потому что тот, кто после этого купит этот напиток, он уже будет благословлён Шанлоном. Если вы например идёте в ночной клуб, где есть много алкогольных напитков, вы всё это быстро можете подносить Шанлону. Потом люди будут пить их и получать благословение! Это осознанный способ мышления. Если вы будете просто говорить людям: «не пейте», они не будут вас слушать, и всё равно будут пить. Но если вы с мантрой поднесёте Шанлону все эти напитки, конечно Шанлон не придёт и не выпьет все эти бутылки, это символически – вы поднесли и это значит, что Шанлон благословил это. Точно также мы подносим на алтарь Будды Медицины и Ютокпы много лекарственных субстанций и специй. Всё это может находиться на алтаре семь дней, а после этого вы используете все эти лекарства.

Вы, западные люди, когда встречаетесь с проблемой, то застреваете на ней, она блокирует вас. Но с Защитниками вы хотя бы чувствуете, что вас кто-то охраняет, кто-то находится рядом с вами, кто-то делает лучшее, чтобы помочь вам. Поэтому эти практики очень полезны психологически.