Выставка работ Анны Артемьевой



Царь Индрабхути

Сведения об этом царе Уддияны скудны и весьма противоречивы. Начнем с того, что он известен под несколькими именами – Индрабхути, Индрабодхи, царь Джа и Дхахенатало.

В тексте Ламдре (Путь-Плод) есть краткий рассказ, что уддиянский царь Индрабхути получил тантрические учения от самого Будды Шакьямуни и достиг полного просветления в тот самый момент, когда Будда даровал ему посвящение Гухьясамаджи.

В биографии Гараба Дордже сказано, что царь Индрабхути или Дхахенатало был отцом царевны Сучандры – матери Гараба Дордже. Таким образом, он приходится дедушкой Гарабу Дордже.

В биографии Гуру Падмасамхавы, составленной Еше Цогьял говорится, что именно этот царь-бодхисаттва был приемным отцом Падмасамбхавы, нашедшим его в цветке лотоса на озере Данакоша. В результате практики и благословения Гуру Ринпоче сам царь Индрабхути, его супруги и советники, а также пятьсот купцов достигли высшего уровня Видьядхары Махамудры, а вся страна Уддияна была утверждена на пути Дхармы.

Есть также упоминание об Индрабхути младшем, который приходится сыном царю Джа, держателе линии Махайоги и Ануйоги. Он известен также под именами Шакпутри и Учитель Лавапа.

Из всей этой информации можно сделать вывод, что, скорее всего, царей с такими именами было несколько, а возможно это общее имя целой династии Уддиянских царей. Есть также мнение, что царь Индрабхути в результате своей практики обрел достижение Видьядхары долголетия, достиг контроля над продолжительностью жизни и благодаря этому оставался на престоле несколько столетий, пережив множество поколений своих подданных, заботясь об их процветании и утверждая их на пути Дхармы.


Царь Индрабхути упоминается в собрании жизнеописаний 84 Махасиддхов, вот рассказ о нём:

Из полумиллиона городов Уддияны двухсот пятьюдесятью тысячами в Самбхоле правил царь Индрабхути, а двухсот пятьюдесятью тысячами в Ланкарупе – царь Джалендра. У Индрабхути была сестра семи лет, которую он прочил замуж за единственного сына царя Джалендры. Но министры не советовали ему делать этого шага: Джалендра не был буддистом. Взвесив все за и против, царь ответил послу Джалендры, что у того, кто практикует Дхарму, и у того, кто придерживается иных взглядов, видимо, слишком мало общего, чтобы объединять семьи.

Через год сын Джалендры приезжал в Самбхолу и встретился с Лакшминкарой. Казалось, они подходят друг другу, и Индрабхути в знак примирения передал с принцем богатые подарки для его отца. Когда принц вернулся, Джалендра спросил его о девушке. «Я не привез ее, потому что она еще слишком мала, – сказал принц. – Но она хороша».

У Индрабхути же было много жен, и все они верили в учение Будды. Йогин Камбала давал им наставления, так что особы царского дома в Самбхоле все без исключения следовали Благородному пути.

Лакшминкаре было шестнадцать, когда за ней приехало посольство, но она уже отвратила свой ум от сансары. (Как рассказывается в истории Лакшминкары, принцесса достигла цели – вместе с одним дворником из Ланки они улетели на небо.) Царь Джалендра слал Индрабхути письма, в которых обсуждался образ жизни, который принцесса вела в Ланкарупе. «Эта женщина достигла высокого уровня реализации, что, конечно, прекрасно, – писал он, – но когда я вижу, что она делает, у меня неспокойно на душе». «Моя сестра действует на благо живых существ, – вздыхая, думал Индрабхути, – а это царство – как мало от него радости, и сколько внимания оно требует! Я должен бросить все это и практиковать Дхарму». Он оставил престол сыну, а сам, не покидая дворца, практиковал двенадцать лет и обрел сиддхи Махамудры. Никто вокруг не знал об этом. Однажды сын со свитой пришел к нему и хотел открыть дверь. «Не открывайте дверь, я здесь», – раздался голос откуда-то сверху. Они подняли головы и увидели Индрабхути в воздухе над дворцом. Он сидел в позе лотоса, прямо в пространстве. Увидев его, они засмеялись счастливо, как будто достигли первой ступени бодхисаттвы. Их царственный наставник оставался в воздухе семь дней, объясняя Дхарму всем, кто приходил к нему. Своему сыну и свите он передал великие, глубочайшие и непостижимые учения и затем, окруженный семьюстами последователями, в своем теле ушел в ясный свет.


В Коренной Тантре Ваджракилаи (тиб. rDo rje phur pa rtsa ba`i rgyud kyi dum bu), содержится еще одна краткая история царя Индрабхути. По версии этого текста, он является источником Учений Ваджраяны:

Будда на смертном одре предсказал:

     «Когда я уйду из этого человеческого измерения,
     По прошествии ста двенадцати лет
     Возникнет сущность святого учения
     В юго-восточном краю нашего мира
     На горе под названием Шри (Великолепная)
     Благодаря магической силе Ваджрапани»

Как объясняется, 112-ю годами позже это произошло на земле царя Индрабхути. Царь увидел сон, в котором пространство со всех сторон было заполнено светом и драгоценными свитками учений, спускающимися сами собой на крышу его дворца. Проснувшись, он обнаружил, что всё было именно так, как он видел в своём сне. Будучи неспособным постичь смысл текстов, он вверил их дакини, которая хранила их в своей сокровищнице до той поры, пока её не попросили раскрыть их Нагарджуне и остальным сиддхам. Так говорят первые.

Другие считают, что царь Индрабхури показал тексты Куккурадже, жившему в пещере на Шрипарвата – Великолепной Горе и спросил его, как он их понимает. Гуру подумал про себя: «Если я не сумею постичь эти тексты, царь рассердится и накажет меня. Возможно я буду казнён!» Чтобы избежать этого, он дал царю наставления о воззрении. Царь делал, как ему было сказано, но по-прежнему не мог понять ни единого слова. Среди текстов, однако, была садхана Ваджрасаттвы, и в результате её практики он узрел лик божества. Тогда он написал несколько трактатов-комментариев, существующих по сей день.